Tuesday, 1 April 2008

"Полное затмение" / Total Eclipse / Eclipse totale / Rimbaud Verlaine (1995)

В сентябре 1871 года Поль Верлен, молодой, но уже известный в Париже поэт, получил письмо из провинции, в котором было 8 удивительных стихотворений, написанных неким Артюром Рембо. Верлен незамедлительно ответил: «Моя дорогая великая душа, приезжайте к нам, у вас призвание, мы ждем вас». История, которую вы увидите, основана на письмах и творчестве двух поэтов. Верлен был великим поэтом, а Рембо – гением и революционером. Его стихи, написанные в возрасте от 16 до 19 лет изменили современную поэзию навсегда.

Артюр Рембо и Поль Верлен - Прóклятые поэты (poète maudit), классики французской и мировой литературы. Частная жизнь этих творческих личностей полна скандалами: абсент, опиум, садомазохизм и гомосексуализм. Однако режиссер Агнешка Холланд сумела рассказать обо всём этом – без купюр, - невероятно поэтичную и пронзительно возвышенную историю. Отвратительное не выпирает, страсть словно приподнята над обыденностью...

Жесточайшие галлюциногенные фантазии, подогреваемые абсентом и гашишем, ядовитое высмеивание буржуазии, самозабвенное погружение в отчаяние, эпатажная бисексуальность...
Репутация Рембо в некотором смысле положила начало имиджу легендарных рок-звезд – секс, наркотики и - вместо рок-н-ролла – поэзия.
Агнешка Холланд создает фильм о чудесном юноше, изменившем лицо мировой поэзии за три года – и навсегда замолкнувшем после своих 19 лет. Поразительный факт творческого воздержания.

Сценарист Кристофер Хэмптон (Christopher Hampton) изучал творчество французского поэта в Оксфорде. В 1968 (ему тогда было 22) Хэмптон написал о Рембо пьесу, которую и адаптировал теперь для кино. С волнением узнала, что именно Хэмптон - автор сценария к фильму «Кэррингтон» ("Carrington") – это история британской художницы Доры Кэррингтон. Я видела фильм лет 10 назад и с тех пор безуспешно разыскиваю.

Кристофер Хэмптон: Когда я написал «Полное затмение» мне был 21 год. В 18 лет, только что окончив школу, я улетел на несколько лет на континент, без ничего, с пустыми руками. Я был полностью погружен в сознание и восприятие Рембо, так что у меня буквально не было денег. Закончив в парижской канаве, питаясь крадеными овощами, два года спустя я вернулся домой, и... написал эту пьесу. (из интервью)

Подлинное украшение фильма Агнешки Холланд - музыка знаменитого польского композитора Яна Качмарека (Jan Andrzej Pawel Kaczmarek).

Фильм о без малого трёх годах, проведенных поэтами вместе.
Открывает его сцена встречи постаревшего Поля Верлена с Изабеллой (Доминик Блан / Dominique Blanc), сестрой Рембо. Она просит его отдать рукописи брата, чтобы они с матерью «могли отобрать то, что заслуживает быть напечатанным», а остальное уничтожить. Затем мы погружаемся в воспоминания Верлена о событиях 20-летней давности...

Приезд 16-летнего бунтаря (ДиКаприо) в Париж, где он впервые встретился с Верленом (Дэвид Тьюлис).
Юный Рембо демонстративно пренебрегает этикетом: «Мне надо поссать,» - с порога заявляет он оторопевшей Матильде, беременной жене Верлена, и ее матери, мадам Моте де Флервиль. Он неопрятно ест, громко отрыгивает за столом и всячески подчеркивает собственную хамскую нечистоплотность – словно проверяя, на сколько хватит терпения приютивших его буржуа.
Родители Матильды - по не вполне понятным причинам - очень дорожат принадлежностью Верлена к своей семье, несмотря на его пьянство и рукоприкладство. В фильме он полностью зависит от тестя (а дальше - деньги просто «есть»); на самом деле Верлена содержала мать.

Поль Верлен немедленно проникся симпатией к юному поэту (Стихи, которые ты мне прислал, потрясающи для человека, которому 21. Для 16-летнего они феноменальны).

Они пьют абсент (Третий глаз поэта, растапливающий ледники),
беседуют, спорят о сущности любви
(Любви не существует. Семьи объединяет эгоизм, или страх. Есть личный интерес, привязанность, самодовольство. Но не любовь),
наводят шум среди парижских поэтов. На очередном обеде «Дрянных мальчишек» (в фильме – при первом знакомстве с «остальными поэтами») Рембо устраивает скандал и легко ранит тростью-шпагой фотографа Каржá.
Вскоре Рембо уводит Верлена (у которого, кстати, и до и после встречи с ним были гомосексуальные привязанности) из семьи. Верлен снимает для него комнату.

Многострадальную жену Верлена играет Ромэн Борингер (Romane Bohringer). Она терпеливо сносит чудовищные выходки вечно пьяного мужа.
Мне больше нравятся твои стихи. А эти я не очень понимаю.

Рембо быстро её раскусил:
- Ты ее любишь? - Конечно...
- А между вами есть что-то общее? - Нет.
- Она умна? - Нет.
- Понимает тебя? – Нет.
- Значит, единственное, что она может тебе дать – секс.
- Я люблю ее тело.

Авторы фильма скрупулезно воссоздают мельчайшие подробности биографий обоих поэтов.
Во время ссоры с Матильдой (из-за Рембо) Верлен действительно столкнул беременную жену с кровати. Регулярно избивал ее во время визитов домой; угрожал убить новорожденного сына...
Он поджигал жене волосы (Я сейчас тебе сделаю нимб...) – на что она лишь спокойно ответила, имея в виду Рембо: Он вернулся, да?
Рембо уезжал домой, на ферму Роше, потом возвращался...
Верлен и Рембо, развлекаясь, дрались на ножах (свои раны Верлен объяснял уроками фехтования).
Друзья-любовники путешествовали из Парижа в Брюссель, потом – в Лондон...

Соотношение сил, по фильму: Верлен – гадкий пьянчужка, увлекающийся избиением жены (Не поджигал ее с четверга), постоянно «в состоянии пьяного ступора»...
Рембо: мудрый и проницательный; его бунт глубокомыслен, как и изрекаемые сентенции:
Все собаки либералы.
Я стремился всё испытать на себе, решил стать всеми, стать гением.

Единственное что непереносимо – то, что перенести можно всё.



Матильда в сопровождении своей матери действительно ездила в Брюссель, чтобы вернуть Поля...
Верлен: Она лежала голая на кровати, такая прекрасная, такая молодая...
Рембо: Я начинаю лучше думать о ней. Она поняла, что от нее требуется, и дала тебе это.

Матильда почти преуспела, – но Верлен бросает жену и тёщу на пограничной станции и вместе с Рембо, который тайком едет в том же поезде, возвращается в Брюссель.
Я исследовал магические формы счастья,
Которых никто не может избежать...

Рембо: Я всегда знал, чтó говорить, а ты знаешь, кáк это сказать.

Верлен: А ты чего боишься?
Рембо: Что другие увидят меня так, как я вижу их.

Рембо: Я не собираюсь искать работу. Мне слишком хорошо сейчас пишется, чтобы терять время на зарабатывание денег.

После очередной ссоры (в Лондоне) Верлен уезжает в Брюссель, бросив Рембо без денег. Он поселяется в гостинице «Льежуа», пишет письма жене (она требует развода), угрожая самоубийством...
К нему приезжает Рембо. Верлен покупает пистолет... Напивается... Стреляет в Рембо и ранит его в запястье.

Активное участие в этой (реальной) истории принимала мать Верлена... В фильме она не упоминается вовсе, хотя в действительности именно она материально поддерживала буянов во время их творчески-любовных эскапад. Её Верлен тоже избивал; у нее же искал приюта, пытался спрятать собственного маленького сына, украденного у Матильды...
Зато в фильме показана мать Рембо – суровая терпеливая женщина, которой он дает читать свои стихи.

Верлен обвинен в содомии и брюссельский суд приговаривает его к двум годам тюрьмы.

1875 — 16 января. Освобождение Верлена.
Февраль 1875. Последняя встреча Верлена и Рембо в Штуттгарте. В тюрьме Верлен пережил душевный кризис, стал религиозен.
Религиозность Верлена раздражает Рембо (Ты хочешь, чтобы теперь мы любили друг друга во имя Иисуса?).

Рембо: Я больше не пишу... Я думал, что всё, что я делаю очень важно и изменит мир. Думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, в нем нет ничего нового. И всё уже сказано
...Это мой дар, я могу делать с ним всё, что захочу.
Я буду для всех недосягаем.
Мастер тишины.



Верлен не предаст творения друга уничтожению. Он рвет визитку Изабеллы и поглощает очередную порцию абсента (Давайте два) – перед мысленным взором возникает образ друга и любви его молодости.

Стихи в фильме не цитируются и почти не пишутся. Думаю, имеется в виду, что подготовленный зритель знаком с творчеством поэтов-классиков и способен самостоятельно «наложить» (хронологически) произведения на визуальный ряд.
Я не большой знаток поэзии Рембо; отметила очевидное – «Уснувший в ложбине», «Сезон в аду», «Пьяный корабль»...
А вот что говорит по этому поводу сценарист Кристофер Хэмптон:
"Она [Агнешка Холланд] выбросила довольно много стихов из пьесы, потому что хотела рассказать историю посредством образов. Но в этом есть и мой вклад, поскольку, когда писал пьесу, я решил, что не буду включать стихи. Вместо этого я стремился проникнуть в сознание, в разум, производивший эти слова". (из интервью)

Общеизвестно, что гений и саморазрушение – синонимы. Неудивительно поэтому, что фильм госпожи Холланд исполнен горечи. Природа творчества, непокой и бесприютность гения... Герои не нуждаются в сочувствии. Замечательно, что нам дали возможность увидеть их жизнь, их отравленную, полную страданий страсть. Пусть это – лишь интерпретация. Biopic есть biopic. Мне фильм показался невероятно поэтичным, порой гипнотическим. Сам факт, что человек за три года «юношеской незрелости» создал великие стихи, в которых «стал гением» - поразителен, уникален.
Смелость, которая требовалась, чтобы взяться за подобный материал, заслуживает бесконечного уважения.

Агнешка Холланд за «Полное затмение» получила приз на кинофестивале в Сан-Себастьене в 1995 году.

Детали:
- На роль Рембо планировался – оставшийся вечно молодым, - Ривер Феникс (River Phoenix). Увы, он умер, а роль досталась пекинесу-Ди Каприо. Не терплю его. Правда, Агнешка Холланд изрядно потрудилась над актером. Играть гения, легенду и оставаться при этом «просто человеком» – задача не из лёгких.
- Джон Малкович должен был сыграть роль Верлена, но отказался.
- Дэвид Тьюлис (David Thewlis) выбривал часть головы, чтобы придать себе большее сходство с прототипом (когда смотрела фильм впервые - не обратила на это внимания; когда пересматривала, уже почитав о фильме - обратила).
- Вместо абсента на съемках использовали крепкий греческий напиток, узо (оuzo). В результате Тьюлис утверждает, что совершенно не помнит, как снимался.
скачать фильм можно здесь
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...