Friday, 18 April 2008

Мсье Ир / Monsieur Hire / M. Hire (1989)

Нежная и болезненная, драматическая и лирическая, эротическая и загадочная история любви и предательства; желания и одиночества.
Проникновенный, потрясающий психологический фильм Патриса Леконта (в очередной раз поразилась неровности, неравнозначности его произведений).

Фильм пропитан духом обреченности, безысходности, печали... Образы сопровождает роскошная музыка Майкла Наймана (Michael Nyman) - композитора в таких фильмах, как "Натали...", "Пианино", "Кэррингтон"...

Фильм заслужил массу наград и номинаций.
К сожалению - или к счастью - я не читала книгу Жоржа Сименона (Georges Simenon) «Помолвка мсье Ира» (Les Fiançailles de M. Hire), по которой снят фильм.

...Парижская окраина.
Убита 22-летняя Пьёретта Буржуа; её тело найдено недалеко от дома, где живет мсье Ир.

Мсье Ир (неподражаемый Мишель Блан/ Michel Blanc) – невысокий, невыразительный лысеющий человечек средних лет, чрезвычайно уравновешенный и очень аккуратный (психологи говорят, излишняя педантичность сродни тревоге).
Мсье Ира не выносят соседи, ведь он так непохож на них! Конечно, он немедленно становится подозреваемым номер 1. Его настойчиво и безжалостно преследует инспектор полиции (Андрэ Вильмс / Andre Wilms).

Зловещая последовательность кадров: в синеватом морге инспектор фотографирует труп погибшей. Синеватый же – сквозь стекло двери – мсье Ир придерживает за затылок девочку, считающую до 30 – предыстории не знаем; возможно, так он делает ей внушение за какую-то вину...

Мсье Ир – портной. Живет одиноко, и люди его не любят – о причинах неприязни допытывается инспектор.

- Что вы людям такого сделали, что они вас на дух не переносят?
- Ничего. Я необщительный, неприветливый, а это никому не нравится. При моем появлении все сразу замолкают, а пройду мимо – они снова начинают говорить. Меня это не смущает.

- Нелегко в вашем возрасте быть рядовым, инспектор? – на прощание спрашивает Ир; вопрос звучит неожиданно грубо; и кажется, понимаешь, за что именно его не любят...

Дети колотят в двери квартиры Ира – он продолжает невозмутимо поедать вареное яйцо. Аккуратный затылок отчего-то вызывает омерзение. Всё еще непонятно, кто он – вполне возможно, маньяк, злодей... (Хотя, честно говоря, для меня нелюбовь окружающих обывателей - скорее, комплимент "белой вороне" ).

Он, кажется, смешон и нелеп, всегда один; из друзей – только белые мышки; что-то там «мудрит» с девочкой (той самой, считающей до 30). Кто знает, может, он и правда убийца?


Свободное время мсье Ир проводит, неотрывно глядя из неосвещенного окна своей квартиры в окна дома напротив.

Там живет Алис (Сандрин Боннэр /Sandrine Bonnaire. Она из тех женщин, чья красота проявляется с годами. В фильме - слишком юна и неопределённа; простушка-никакушка).

Под неизменные звуки танго, звучащего в доме мсье Ира, Алис, не ведая того, устраивает ежедневные стриптизы для него (Я никогда не включаю свет).

Вскоре оказывается, что Ир заслуживает симпатии и жалости: это не он, а его изводят детишки; а их родители шепчутся за его спиной и тычут пальцами вслед...

Чистенький ухоженный многоэтажный дом. Цветочки на окнах. Тихие соседи. Под визгливый хохот детишки продолжают веселиться - обсыпают дядю-бяку мукой (наверняка родители комментировали Ира при детях, а малыши ведь такие восприимчивые, прелесть). Идёт тихая травля маленького лысого человечка, вина которого в том, что он – не такой, как все.

Алис встречается с Эмилем (Luc Thuillier), неприятным типом. «Я тебе не верю, но всё равно люблю,» - говорит она ему. - Ничего, что ты меня не любишь. Зато я люблю тебя за двоих.

Зная, что её любимый убил соседскую девушку – не моргнув глазом эта «Джульетта» использует доверчивого «уродца» Ира.

«Крошка мила и совсем не глупа,» - говорит о ней инспектор.

На глазах у злобно-любопытствующих соседей проводится «следственный эксперимент»: в ночь убийства таксист видел человека в черном пальто... И вот теперь маленького человечка, обивающегося потом, заставляют снова и снова пробегать в ворота дома... Таксист не уверен (как можно было перепутать маленького Ира с настоящим убийцей, любовником Алис?).


Однажды во время грозы Алис заметила следящего за ней. Но странно: она не обращается в полицию, а настойчиво преследует Ира с целью познакомиться поближе.


Его любят только завсегдатаи боулинг-клуба, где мсье Ир творит буквально чудеса, выбивая неизменные "страйки".

Невозмутимый Ир демонстрирует свою ловкость в боулинге:
- Вот видите, кое-где меня любят, - говорит он инспектору, то ли случайно, то ли нет оказавшемуся рядом.
- У вас была судимость – 6 месяцев тюрьмы за развратные действия. Как давно у вас не было женщины? – теперь очередь инспектора быть грубым.

Ни разу в фильме не прозвучало имя - только эта коротенькая фамилия:
- Моя фамилия Ирович. Но уже отца и деда звали просто Ир...

Алис знакомится с Иром - "случайно" рассыпает около его двери помидоры и вызывающе прогнувшись, ползает на четвереньках, собирая их...

Он рассказывает проститутке про старушку, кормившую голубей. Её любили, все знали. А потом оказалось, что корм был отравлен. Тихо улыбаясь, она отравила множество птиц... Жители квартала не могли в это поверить.
Милая девушка Алис – сродни этой старушке: трудно поверить, что за ангельской внешностью может скрываться подлость и вероломство. В интервью Сандрин Боннэр называет её одной из самых монструозных своих героинь.

Милан Кундера очень точно заметил, что человек неосознанно творит свою судьбу по законам красоты... Мсье Ир оказывается на льду – он пришел на каток, следя, следуя за Алис; упал и поранился. На льду растекается красная лужица.

Алис, заметив, что Ир снова у окна, смотрит на нее – приходит к нему.

– Некрасиво так подсматривать. Я могла бы донести на вас...
Потом, что-то поняв ("Крошка не глупа"), она меняет тактику: Вы добрый. Мне даже нравится, что на меня смотрят. И что это именно вы.
Но попытка соблазнить Ира не удалась... Как любому одинокому мечтателю, ему важнее мечты; от реальности удерживает страх отрезвления.


Алис продолжает преследовать Ира. Это она приглашает его пообедать. Неужели этот человечек заинтересовал ее?

За обедом в вокзальном ресторане Ир разговорился: Обожаю наблюдать за людьми... Я часто прихожу сюда, один. Теперь всё иначе.

Между Иром и Алис – перспектива вокзала, как возможность счастливого будущего для обоих.

Мсье Ир: В районе Лозанны, как только пригреет солнце, люди красят ставни... они достают кисти и краски, и сразу понятно, что пришла весна. Мелочь. А ведь это значит, что они хотят сделать свою жизнь красивее.

И вот – суть разговора: Эмиль – это мой жених.
Мсье Ир: Я знаю... Вы так нежны со мной. И всё потому, что хотите узнать, стоял ли я у окна, видел ли, как вы помогали своему красавчику-Эмилю отмыться от крови Пьёретты Буржуа, которую он убил...

Осторожный Ир опасался привязанностей и возможного предательства, – даже шлюх выбирал разных, чтобы не привыкать. Но от любви к Алис он теряет голову и осторожность, полностью раскрывается ей... Несколько месяцев назад, когда она поселилась напротив, влюбился в неё.
Неосторожно говорит: Если бы мог донести на Эмиля, не подвергая опасности Вас, я не колеблясь сделал бы это...
- Не надо меня любить, - предостерегает она. Но Ир её не слышит.

На фоне боксерской драки – отвратительный, патологический вид спорта – Алис даёт Иру ласкать себя. Ослепленный, мьсе Ир верит, что сия девица способна искренне им заинтересоваться; он предлагает Алис уехать с ним. «Ничего, что сначала вы будете любить меня немного меньше, чем его». Как смешно...

На вокзал, где ее ждет - отчаянно высматривает - мсье Ир, Алис не приходит. Она занята другим – подбросила сумочку убитой Пьёретты в квартиру мсье Ира и донесла инспектору. «О, женщины, вам имя вероломство».

Но Ир любит её настолько, что даже не может на нее сердиться.


Маленький одинокий человечек, изгой среди обывателей городка, мечется по крышам...

Невыносимый, пронзительнейший финал – письмо Ира инспектору, которое тот получил уже после его гибели и в котором несчастный затравленный человечек выдал Эмиля, настоящего убийцу.

Когда Вы прочтете письмо, мы с Алисой будем уже далеко. В ячейке камеры вы найдёте плащ, который был на Эмиле, когда он убил Пьёретту Буржуа. В ту ночь он выбросил его на пустыре, а я подобрал. Я знаю, для правосудия Алиса – сообщница. Но она ничего дурного не сделала. Я уехал с ней, потому что она невиновна. Я хочу её оберегать. Умоляю вас, не ищите нас. Надеюсь, вы не посягнете на наше счастье. Мы счастливы, мы вместе, и это главное.
Мсье Ир.

По настроению «Мсье Ир» напоминает другой великолепный фильм Леконта, «Муж парикмахерши». Та же возвышенная одержимость, завороженность, очарованность женщиной – её запахом, её телом, её историями... Правда, в «Муже парикмахерши» гибнет женщина, а герой, мужчина, остается в своём хрупком мирке, с ароматами парикмахерской и индийскими мелодиями...

В фильме «Мсье Ир» всё безысходнее, трагичнее; стремление героя к идеалу заканчивается трагедией. Собственно, как сказано выше – весь фильм пропитан ядом обреченности. Диалогов, как часто бывает в серьезных фильмах Леконта, – минимум; огромное значение имеет музыка – прекрасная.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...