Monday, 14 April 2008

«Родня» (1981) / Rodnya

Съемки начались в Днепропетровске. Именно там, на Южном вокзале, снимали сам вокзал и сцены в вагоне, где Мария Коновалова встречает попутчика (его играл Андрей Петров). В парке им. Шевченко снимали прогулку Марии по городу, вошли в кинематографическую историю и парк им. Чкалова, и Октябрьская площадь, и проспект Мира.

Снимали в Днепропетровске и квартиру Нины, и то, как Мария стоит на балконе и видит перед собой громадный стадион. Кстати, если балкон снимали в Днепропетровске, то сам стадион снимали отдельно, в Киеве.
(из статьи)


Художниками-постановщиками трепетно переданы мельчайшие детали быта (позабавили таблички: на двери туалета - «Тигр уссурийский» и на входной: «Соблюдайте тишину»); реалии времени (олимпийская символика, "Дельтаплан" Леонтьева), прорисованы характеры – даже эпизодические...

Михалков в роли официанта с „м’якою ходою” и какой-то пакостью на шее, залепленной пластырем. Адабашьян с зализанными на лысинку волосиками и в туфлях на чудовищных каблуках.


Я тебя зачем рожала?! Чтоб ты эту гадость курила?!

Диалог тёщи с зятем "Тасиком":
- Слышь, козёл...
- В каком смысле?
- А в том смысле, что совесть у тебя есть?

- А, совести нету.

- То-то я смотрю, что ты ходишь-посвистываешь, картуз потерял - не разыскиваешь!
- Ой, знаете, Марья Васильевна, я вот никогда не понимал этих ваших образов...

Виктор Мережко, сценарист:
...фильм «Родня» в какой-то степени написан про мою тещу. Героиня Нонны Мордюковой очень похожа на нее. В фильме она, узнав, где живет ее любимый, ходила кругами рядом с его домом, пытаясь увидеть его.
...определенного актера, его образ и характер можно взять как модель, на которую пишется роль. Хотя вот Нонне Мордюковой я пообещал, что напишу для нее роль в комедии. Когда я дал ей почитать «Родню», где на первой странице написано: «Главная роль — Нонна Мордюкова», она была просто поражена. Звонит мне потом: «Витя! Какой сценарий! Я такого еще не читала. Надо найти самого лучшего режиссера». А тогда самым лучшим был Михалков — как раз только прошел его фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Мордюкова дала ему прочитать сценарий, и он неожиданно быстро согласился. Это был единственный фильм Михалкова на «современную» тему. Вот так все и получилось. (из интервью)
Нонна Мордюкова действительно невероятно органична в этой роли - создается впечатление, что она играет себя в предлагаемых обстоятельствах, как теперь говорят.

...позвольте мне взять некоторые дорогие для меня вещи.
- А, за дорогими вещами пришел!

- Не в этом смысле, Марья Васильевна, дорогие в духовном смысле слова.
- А это умоисся!

- Это в каком смысле?
- А в таком смысле - когда Нина придет, тогда явисся.
- А, когда коза придет. Ну, если я, как вы выразились, козёл, то моя жена, естественно, коза.

- Ну, Марья Васильевна, вы не правы!
- ...Давай, давай, колесуй отсюда.
- Естественно, у меня нет другого выхода, но вы не правы!

- А чё это ты завалился, а, Тасик
?

Нина: Стасик приходил? Зачем ты его ударила? Я тебя просила об этом?!

Оставьте меня в покое! И не называйте меня этим дурацким именем. Меня зовут Станислав!


Мария: А я с Тасиком хочу сидеть!
Официант: А он, видимо, не хочет. Он хоть и немного, но уже с дамой.



Сцена танца Тасика с тёщей на какой-то вульгарнейшей свадьбе незабываема (похожие впечатления от сцены танца Афони у Данелии: "Милый, чё, да милый, чё навалился на плечо...")



"Танцевать, тёща!!"
Беседа официантов в "закромах" ресторана:
- Мне с тобой посоветоваться. Я сына вчера в музыкальную школу отдал, говорят, скрипку надо купить – какую, не знаю.

- Бери Страдивари, хорошая скрипка.

- Сейчас запишу. Спасибо.



- Мам, ну что ты вечно хочешь, как не бывает! Чего ты ждешь-то?!
- Я хоть чего-то жду...


Люблю этот фильм - за атмосферу того времени (сентиментально ностальгирую по детству) и за незабвенного Юрия Богатырева в роли милого нелепого собирателя коряг Станислава Павловича, Тасика (о кропотливом создании образа рассказывает Адабашьян),

за метаморфозы Нины - Светланы Крючковой: из "фифы", увлеченной "ловлей на живца" превращается в нормальную миловидную женщину...
Зато совершенно не выношу бесконечный эпизод встречи Марии с её плюгавеньким Вовчиком (отмечу справедливости ради - сыграл Иван Бортник великолепно!) – всегда перематываю.

Съемочная группа картины (источник):
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...