Thursday, 13 March 2008

12 лет назад... Кшиштоф Кесьлевский, "Я - так себе..."/ Kieslowski "I'm So-So..."

Сегодня 12 лет назад умер кинорежиссер Кшиштоф Кесьлёвский.

"Именно поэтому люди обычно и умирают. Могут сказать, что это рак, сердечный приступ или автомобильная авария, но в действительности люди обычно умирают, потому что не могут жить дальше..."
Кесьлевский, отсюда

**
Смерть Кшиштофа Кесьлевского в 1996 году, как и всякая ранняя смерть знаменитого человека, застала мир врасплох. И в то же время каждый, кто знал его творческую судьбу, подумал о неизбежности. Режиссер, работавший в небывалом для современного кино темпе, вдруг резко остановился и заявил, что "Три цвета" — его последнее слово в кинематографе, что он больше не будет снимать фильмов. Прошло еще совсем немного времени — и остановилось его сердце.

Кесьлевский был одним из последних авторов в кино, которые относились к нему не как к аттракциону или забаве, а как к моральному посланию. Он преодолел культурный барьер между Востоком и Западом, между Европой и Америкой, между кино классическим и современным. Он заставил людей конца XX века слушать себя. Вот почему он так спешил: он знал, что сегодня его еще способны услышать. Услышат ли завтра?

(Андрей Плахов «Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры»)

Кшиштоф Кесьлевский:

Чего я хочу? Спокойствия. Но его достичь невозможно. И всё же мы можем его искать. Поиск стимулирует, подстегивает. Снимая фильмы я часто мечтал, чтобы работа никогда не заканчивалась. В каждом фильме я – признаться честно – снимал себя самого, поворачивал камеру на себя. Не постоянно, только когда никто не мог этого заметить. У меня есть одна славная добродетель, это – мой пессимизм. Поэтому всё, что я вижу – черное. Всё. Будущее для меня, знаете ли, как черная дыра. Если я когда-либо чего-то боялся – так это будущего...

(из фильма "Кшиштоф Кесьлевский: Я - так себе...")
**
В документальном фильме «Кшиштоф Кесьлевский: Я - так себе» Кесьлевский говорит: «Я пессимист. Для меня будущее – черная дыра». Но не думаете ли вы, что его определение пессимизма иное? Потому что его фильмы никогда не лишены надежды.

Aгнешка Холланд: Знаете, я думаю, он был очень измучен в то время, и я считаю, что физическое состояние определенным образом повлияло на его видение мира. Он был пессимистом-провокатором, всегда. ... снял около 50 фильмов за 5 лет. ...за эти 5 лет он постарел на 20 лет. Он был совершенно выжат своей работой и продуктивностью, и успех не был для него чем-то очень здоровым, знаете... Он ощущал успех как бремя ответственности. А еще, когда он что-то снимал, то был невероятным перфекционистом. Неважно, был ли то фильм для телевидения или крупнобюджетное совместное производство – он вкладывал в это всю энергию и всю свою жизнь. И это изнурило, измучило его, я думаю. Это было слишком. Интервью для документального фильма он давал всего за месяц до сердечного приступа, который позже привел к его смерти. Болезнь его каким-то образом успокоила. Может, он решил, что это было достаточным наказанием за успех. И как раз перед смертью Кшиштоф снова стал очень радостным.

(из интервью режиссера Агнешки Холланд о Кесьлевском)
**
В 1995 году вы сняли «Я - так себе» (I’m So-So), фильм про и с участием Кесьлевского. Сложно было снимать кино о том, кто был всё же вашим - боссом?


Яцек Петрицкий: Снимать фильм про него было так же легко, как и снимать фильм с ним, ведь он был тем же идеальным партнером, дружелюбным и готовым помочь, заставлявшим всех расслабиться. Но конечно, чувствовалось состояние стресса, напряжения, потому что мы знали, что это - наш единственный шанс. Кесьлевский никогда раньше не посвящал неделю своего времени созданию фильма о себе. Мы ощущали бремя ответственности.

(из интервью оператора Яцека Пертицкого)
*
Кшиштоф Кесьлевский:
Думаю, что я тесно связан с Богом. Это очень личное, сокровенное. Это - моя собственная связь. Я прошу Его позволить чему-то происходить, и прошу, чтобы это происходило определенным образом. Я прошу Его дать мне то, в чем я нуждаюсь в определенный момент. Главным образом я прошу об интеллектуальных вещах, то есть дать мне четкое понимание, ясность. Но прошу и о чувствах, которые мне необходимы в тот момент. Я прошу - иногда Он дает, иногда нет.

(из фильма "Кшиштоф Кесьлевский: Я - так себе...")
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...