Monday, 24 December 2007

Жозиан Баласко: Я себя сделала из ничего! / Josiane Balasko

В детстве она мечтала стать художницей, посещала школу графического мастерства, однако затем начинает пробовать себя в написании фантастических рассказов и оказывается на театральных курсах Тани Балашовой. Соученики окрестили её прозвищем «Мозги». Взрывы хохота в зрительном зале после ее появления на сцене в спектакле «Федра» заставили Жозиан задуматься о смене амплуа и отказаться от драмы.

Она пишет свой первый сценарий «Когда я вырасту, то стану параноиком» — в этом выразительном названии вполне отражен тот едкий и довольно грубый юмор, который всегда будет свойственен этой удивительно энергичной и разносторонней женщине.

Начинающая актриса и драматург, в середине 1970-х Баласко примкнула к труппе «Великолепные» (Splendid) — те срочно ищут замену ушедшей в кино Валери Мересс. Появление чрезвычайно «фактурной» и язвительной Баласко пришлось кстати.

Первые роли в кино проходят практически незамеченными. А вот участие в экранизации театральной постановки группы Splendid «Загорелые» моментально делают Жозиан (и всех её коллег по фильму) звездой национального масштаба.

Впрочем, становиться только киноактрисой она не собиралась: трезво относящаяся к своей «не звездной» внешности, Баласко называет себя «анти-секс-символом». Она выступила в роли соавтора сценария в проекте Жана-Мари Пуаре и Жана-Лу Юбера; затем написала и поставила ряд успешных пьес, а позже дебютировала и в кинорежиссуре.



Большинство фильмов Жозиан — это комедии разной степени едкости и социальной остроты, однако самый большой успех Баласко-актрисы выпал на роль совсем иного плана. Вечный провокатор французского кино Бертран Блие в фильме «Слишком красивая для тебя» превратил Жозиан в невзрачную секретаршу, которая крадет патрона-мужа (Жерар Депардье) у его красавицы жены (Кароль Буке, она получила «Сезар» за лучшую женскую роль).

Из всех же режиссерских работ Баласко самой успешной считается лента «Проклятый газон, или Любовь втроем» (1995), где она исполнила главную роль. Несмотря на довольно щекотливый сюжет — впервые во французском кино была заявлена тема женской гомосексуальности, — фильм был хорошо принят публикой и удостоился трех номинаций на «Сезар».
Сама Баласко получила эту кинонаграду лишь единожды, в 2000-м году, и не за какую-то конкретную работу, а за заслуги перед кинематографом Франции. Что, впрочем, не удивительно — Баласко прекрасно вписывается в многолюдные и шумные актерские ансамбли.

Наиболее удачными её киноролями оказываются как раз «контр-амплуа». Один из ярких примеров — нео-нуар Гийома Никлу «Та женщина» (2003).
Свои актерские и драматургические амбиции Жозиан продолжает реализовывать преимущественно в театре, лишь иногда занимаясь кинорежиссурой, чем и объясняется ее популярность во Франции, при относительной незаметности за пределами страны.

**
Никто не ожидал, что актриса с довольно заурядной внешностью и совсем не модельной фигурой может быть чувственной, обескураживающе трогательной и невероятно притягательной в своей простоте. Однако Жозиан Баласко блестяще справилась с этой задачей – роль Коллет в знаменитом фильме Бертрана Блие «Слишком красивая для тебя» считается одной из лучших в фильмографии этой, прежде всего, комедийной актрисы… Впрочем, великолепная Жозиан обладает не только уникальным артистическим талантом.
Она – сценарист, режиссер, автор книг (её роман «Клиентка» о женщине, которая содержит жиголо, вышел в 2005 году). В рамках фестиваля «Мейнстрим» мадам Баласко провела несколько дней в Украине и встретилась с журналистом «Натали».

— В кино у вас были очень именитые партнеры – Жерар Депардье, Натали Бай и другие… Трудно с ними работать на одной площадке?
— Самое сложное — играть с плохими актерами. Жерар Депардье – очень щедрый человек. С Натали Бай мы встретились в «Распутницах» (вверху кадр из фильма), она впервые играла комическую роль и очень боялась. Ей страшно было видеть свое лицо в сильном макияже, ну а я-то привыкла наблюдать себя в боевой раскраске. Я ее поддерживала, опекала... Мы стали большими друзьями.

— Существует образ, который вы не можете сыграть?
— Очень красивая женщина.


— Как вы думаете, из любой ситуации можно сделать комедию?
— Есть сюжеты, которые лучше не трогать. Мне неприятно было бы снимать какие-то очень откровенные эротические сцены. Наверное, не стоит снимать комедии о педофилии или Холокосте. Роберто Бениньи, например, пытался в своем фильме «Жизнь прекрасна» рассказать смешную, трогательную историю, которая происходит в концлагере, но я бы не рискнула. Думаю, есть много других вещей, над которыми можно посмеяться, в первую очередь над самим собой.

— Вы одна из самых высокооплачиваемых актрис Франции. По данным прессы, ваш доход в 2005 году составил миллион евро. Могли бы не сниматься, просто жить в свое удовольствие?
— Я очень люблю свою работу. В ней смысл моей жизни. До моего появления во французском кино не было женщин, которые играли бы комические роли. И хотя я самая дорогая актриса Франции, мужчинам-актерам все равно платят в три раза больше. Но прежде всего я – актриса театра. Сцена очень помогает тренировать свои эмоции, реакции.

— Вы творите в трех ипостасях – сценарист, режиссер, актриса… От какой получаете наибольшее удовольствие?
— Играть — это каникулы, быть режиссером — работать на износ, а написание сценариев — наименее стрессовое занятие.
Я очень «продажная» — играю только тогда, когда мне за это платят. Театральная игра, конечно, многому учит актера, например, владеть своим телом. Хотя на сцене, когда ты устал, можешь немного отдохнуть, подключив актерскую технику… В кино так «обманывать» нельзя. Камера ищет правду в глазах. В общем, техники на сцене и на киноплощадке разные, но во главе всего стоит одно — правда, достоверность. Для меня важно, чтобы зритель доверял моим персонажам…

— Какой режиссер оказал на вас влияние, научил чему-то?
— Бертран Блие. Его первый фильм «Вальсирующие», с Жераром Депардье, был снят в эпоху Жискар д'Эстена. Франция была такой зажатой, и вдруг этот фильм… Он разрушил некоторые табу, на экране показывали вещи, которые раньше не позволяли. Бертран Блие — не только мой близкий друг, но и человек, с которым очень приятно работать. Французское классическое кино — это целый мир. Например, фильмы Марселя Карне. Эти режиссеры очень важны для меня.

— «Французская женщина» — в чем ее секрет?
— Не знаю. Я думаю, что эта репутация очень давняя, наверное, она в чем-то изменилась. Француженкам присуща элегантность. Во Франции всегда были очень хорошие кутюрье… Но, вы знаете, когда я ехала сюда, мне сказали, что в Украине самые красивые женщины…

— Большинство ваших фильмов посвящены анализу отношений мужчины и женщины. Как вы думаете, в браке лучше уживаются люди противоположных взглядов, которые притягиваются как плюс и минус, или единомышленники?
— Очень сложно ответить на этот вопрос. Если муж и жена занимаются одним и тем же делом, например два артиста в семье, то отношения могут быть затруднены. Когда женщина успешнее, ее муж тяжело это переносит. Найти подходящего тебе человека — невероятное везение.

— Вам повезло?
— Да. Я нашла такого человека. Я удачно вышла замуж, за того мужчину, который мне идеально подходит, в пятьдесят лет. Я — обычная женщина. У меня нет каких-то выдающихся физических данных. Французским женщинам легко идентифицировать себя со мной — не слишком заумная, не принадлежу к элите, не подхожу для рекламы косметики и парфюмерии.

— У нас бытует крылатая фраза из популярного кинофильма: «В сорок лет жизнь только начинается». Вы согласны с ней?
— Конечно. С сорока-сорока пяти лет у меня началась совершенно иная, чем ранее, жизнь. Стали поступать хорошие предложения, спектр моей работы расширился. До этого я в основном работала для себя — писала, играла. Варилась в собственном соку…

— Есть такая шутка: любая женщина может из ничего сделать шляпку, салат и скандал… Что можете сделать вы?
— Я себя сделала из ничего!

— Существует мнение: чтобы привлечь мужчину, женщина должна быть загадкой. Это верно?
— Женщина должна оставаться собой. Я очень себе плохо представляю, что такое «загадочная женщина»… Это, видимо, все время лицо под вуалью, какой-то макияж соответствующий… Мне это не подходит. Даже когда я была моложе, считала, что меня должны любить такой, какая я есть. Я не буду прилагать чрезвычайных усилий, чтобы стать иной, не той, кто я есть на самом деле.

— Что вы читали в детстве?
— Наша семья была небогатой, книги тогда стоили дорого, и я начинала с коллекции «Чтение моего брата»: Джек Лондон, Жюль Верн… Читала много, но мне вдруг захотелось самовыражаться, и я начала писать сама, рисовать принцесс в роскошных платьях, принцев… Самым любимым моим произведением была сказка о Золушке, потому что это история бедной девочки, которая стала красивой и богатой…


— У вас двое детей: дочь Марилу Берри — комедийная актриса (на фото слева вверху), и 17-летний сын Руди. Каковы ваши принципы воспитания?
— Думаю, давать детям полную свободу — плохая идея. Надо объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, до каких границ можно доходить, а какие нарушать нельзя. Мои дети, например, не имеют права говорить дома грубые слова. Я — имею! Потому что я уже взрослая, большая девочка… А они — нет.

— Французы считаются большими ценителями вин.
— Я смогла бы отличить очень плохое вино от хорошего, но мне было бы трудно разобраться в трех хороших винах. Не могу считать себя знатоком вин, как, скажем, Жерар Депардье… В нем есть такая важная крестьянская сторона характера — он любит заниматься вином, торгует им и уделяет этому много внимания. А я только пью иногда – французские или аргентинские. Есть неплохие итальянские и чилийские вина…

— Верите в женскую дружбу?
— У меня немало подруг. Знаете, как у нас обычно новых приятельниц находят? Через детей… Когда приходишь в школу за своим ребенком, то начинаешь общаться с другими мамами — общие проблемы, заботы… Таким вот образом у меня появилась подруга со «школьной скамьи» моих детей. А бывает, партнеры по съемкам фильмов тоже становятся подругами. Например, с Фанни Ардан, Натали Бай мы часто говорим о наших детях, обсуждаем их заботы…

— Эти актрисы снимаются в основном в серьезных фильмах… Вы не хотели сыграть трагическую роль?
— Я снялась в фильме «Та женщина» (2003), где играла подобную роль женщины-полицейского. Но комедии мне все-таки ближе.
Я люблю смешить людей. Когда играю в театре, полтора часа слушаю, как зрители смеются. И потом, после спектакля, некоторые из них приходят поблагодарить меня за то, что отвлекла их от забот, увела прочь от повседневной жизни.
С одной стороны, для меня это удовольствие. Но также и оправдание моего присутствия на земле. Я могу сказать себе, что дала людям шанс прожить хотя бы несколько приятных минут, — и это не так уж и плохо.

— Чтобы оставаться в форме, во многом себе отказываете?
— Во-первых, не пью много вина. Люблю поесть, но стараюсь ограничивать себя. Скажу вам по секрету, сейчас у меня десять килограммов лишнего веса… Мне удается похудеть, если это требуется для роли, а когда такой необходимости нет — сложно…

— Продолжите, пожалуйста, фразу: «Быть женщиной – это…»
— Иметь много упорства и никогда не опускать руки, не сдаваться перед трудностями. Мама всегда учила меня быть оптимисткой и много работать.
***
UPD 2015 год

Жозиан Баласко (настоящее имя Жозиан Баласкович, прозвище — Жози) родилась в Парже 15 апреля 1950 года.


Первым мужем был Филипп Берри (Philippe Berry, брат знаменитого актера Ришара Берри/ Richard Berry), от брака с которым у Баласко двое детей.


Старшая дочь, Марилу Берри (Marilou Berry, род. в 1983 году) – знаменитая «характерная» актриса (см. «Как картинка»).

Интересный факт (источник):
На заре театральной карьеры Баласко пыталась изменить свое имя с «Жозиан» на «Клементин», сделала и раздавала визитные карточки, однако Клементине Баласко никто так и не позвонил.

*
Кинокартина «Клиентка» («Французский жиголо», 2008 год), по дебютному роману Ж. Баласко «Клиентка» (2005), имевшему большой успех во Франции.
Сценарист и режиссер фильма — она же. Сыграла также одну из второстепенных ролей. На мой вкус, картина слабая и не заслуживающая внимания.

Интересные факты:
• На главную мужскую роль (жиголо) Баласко пригласила Эрика Каравака (Éric Caravaca), своего молодого коллегу по съемочной площадке в криминальной драме Гийома Никлу «Та женщина» (2003).

• В главной женской роли – давняя подруга Баласко, Натали Бай (Nathalie Baye).

• В роли американского индейца – её второй (и нынешний) супруг Джордж Агиляр (George Aguilar, американец), за которого она вышла замуж в 2003 году.

*
Жозиан Баласко в интервью журналу Paris Match (2012 год):

Наследственность всегда ведёт нас по жизни… Мой отец был хорватом. Я помню, как сразу после ввода советских войск в Прагу в 1968 году, отец собирался навестить в Чехословакии своих маленьких племянников, которые жили на севере, у реки Дравы, что на границе с Венгрией. Мужчины в этой местности рыли окопы вдоль реки и устанавливали бронированные машины, чтобы защититься… Они воины. Так что я тоже. Не физически, а морально.

Я была шаловливым ребенком, холериком, но вполне покладистой. Затем у меня был нормальный юношеский возраст. У меня были подружки. Я не была одета по последней моде, мои родители не были богачами, но я как-то смирилась со всем этим. Я была вполне удачлива, чтобы никогда не завидовать другим. Я много читала, была в ладах с французским и помогала своим подружкам писать сочинения. Но я бросила школу. Не было желания. Это было не очень рискованно, потому что в то время выдавали свидетельство об окончании неполной средней школы (B.E.P.C), имея которое можно было найти работу в банке или на почте.

Я только одно точно знала о своем будущем: я не буду работать на босса.

У меня была страсть к рисованию. Моя мама, как и все матери, считала, что я гениальна. Я поступила на курс в мастерскую Мета де Пеннингена, но там довольно быстро поняла, что никогда не стану великим художником.

Когда я начала учиться на актерских курсах Тани Балашовой в 1970-х, мне было 20 лет. Туда набирали красивых девушек-блондинок и, в первую очередь, молодых. Я не была ни блондинкой, ни худой. Я была молодой. Я была немного крупновата на фоне стандартнов того времени. Мне предстояло всю жизнь играть горничных. И желанные роли — а-ля «Джентльмены предпочитают толстушек» — мне пришлось писать для себя самой, когда я стала выступать в труппе Splendid.

Иногда бабушка, которую я ласково называла «толстушкой», говорила мне с небольшим южным акцентом: «Ты все-таки могла бы немножко похудеть». Это правда, я всё время была пышной. Но меня это никогда не огорчало.

Откуда во мне этот актерский эксгибиционизм? Я не знаю. Но когда в первый раз, играя на сцене, я произнесла реплику, зрители захохотали. И от этого я испытала огромное удовольствие.

— Если бы вы были высокой, худой блондинкой с голубыми глазами, вы бы как построили свою карьеру в кино?
— Как девушка, знающая, как играть в комедии и смешить людей, — как Мэрилин Монро — идеальная, редкая жемчужина, находка для всех режиссеров мира. А если серьезно, будь у меня возможность сегодня превратиться в такую девушку-мечту, я бы отказалась. Иногда я говорю себе, что должна сбросить несколько килограммов, но очень быстро забываю об этом. Меня это не волнует, я принимаю себя такой. В 20 лет я бы согласилась, потому что в этом возрасте нелегко иметь формы, отличающиеся от общепринятых стандартов.

Об отношениях со своим мужем — актером Джорджем Агиляром, с которым они вместе уже девять лет:
— Он очень часто, почти все время говорит о том, что я красивая. Минимум два раза в день. Я ему постоянно повторяю: «Прекрати, я старая и некрасивая». На самом деле, даже если бы не было этих его воркований, я все равно была бы безумно счастливой женщиной.

Источники: 1, 2, 3

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...