Thursday, 22 November 2007

Мой лучший друг / Mon meilleur ami / My Best Friend (2006)

Трепетно любя Партиса нашего Леконта за «Человека с поезда», «Откровенные признания», «Мужа парикмахерши» и прочие шедевры, согласна смягчиться и назвать «Моего лучшего друга» просто легким приятным time-eater’ом. Леконт, признаться, разочаровал. Фильм - по каким-то странным ассоциациям - напомнил «Улицу наслаждений»; тот я вовсе не смогла досмотреть до конца.

Патрис Леконт, из интервью:
«Меня поражает то, что сегодня многие люди не имеют настоящих друзей, их чувства словно находятся в вакууме. Я еще никогда не делал дружбу основной темой картины.
С возрастом дружить все сложнее, ведь мы становимся требовательнее. Школьниками мы могли говорить: «Ты — мой друг» или «Ты мне больше не друг», это не имело большого значения. Дружба подразумевает открытость людям, альтруизм, а не эгоизм. Франсуа так честолюбив, так одержим прибылью, что просто сам же «топчет» всех своих друзей; он полностью поглощен собой. В дружбе важен интерес к людям, а Франсуа занят только тем, что из различных ситуаций пытается извлечь выгоду для себя.
...В наше время неплохо было бы освободиться от всех этих средств связи — мобильных телефонов, карманных компьютеров, ведь они ограничивают нас. Интернет позволяет нам вступать в контакт с людьми во всем мире, но, порой, мешает общаться с теми, кто находится совсем рядом».

Франсуа, торговец антиквариатом, (Даниэль Отей /Daniel Auteil) поражен, что на похоронах его приятеля-коллекционера, куда он и сам пришел исключительно по делу, присутствовали всего 6 человек. Он выразил свое удивление на ужине с приятелями (тоже сплошь коллеги и деловые партнеры), а те невозмутимо заверили его, что у него самого вообще никого на похоронах не будет. Поскольку (см. начало) – неприятный тип, сухарь и делец. Вспоминается старина Хармс и его «Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного»: Франсуа поражен, его выносят.

Впечатленный похоронами, Франсуа в этот день в ходе яростных торгов с владельцем телеканала (важная деталь!) покупает греческую вазу со сценами из жизни Ахиллеса и Патрокла (не фильм – ликбез) – символ дружбы; она почему-то ему приглянулась. На эту вазу он и спорит, что до конца месяца (а это – всего 10 дней) познакомит всех приятелей со своим лучшим другом.

В спор его втянула Картин (Julie Gayet) – компаньонка-лесбиянка: Ты слишком любишь вещи, друзей у тебя нет, лучший друг может быть только один, – и прочие прописные истины. Как оказалось позднее, втайне она мечтала, что лучшим своим другом Франсуа выберет именно ее.
Франсуа вошел в раж: составил список потенциальных лучших друзей; но уже первый из списка его разочаровывает: Не трать время.

Патрис Леконт, из интервью: "Да, это во многом связано с игрой Даниеля Отёя — она очень сдержанна. Я всегда боюсь переигрывания, ведь тогда герой превращается в карикатуру, в чистый вымысел, фантазию, и невозможно отождествить актера с его персонажем. А когда игра более сдержанна, она становится более правдивой, герой фильма предстает перед нами обычным человеком.
Звучит нелепо, когда кто-то говорит: «У тебя нет друзей». Поэтому мы со сценаристом волновались. Но меня успокаивало то, что играть будет Отёй, он очень помог мне в этой сцене. В ответ Франсуа возмущается: «То есть как, нет друзей?», и в этот момент Отёй играет просто замечательно. Защищаясь, на мгновение теряет уверенность, но затем самообладание вновь возвращается к нему. Все равно видно, что его чувства глубоко задеты".

Сцена в книжном магазине, где Франсуа шепотом спрашивает книгу «Как завести друзей», по-видимому, должна вызывать гомерический хохот. Не вызвала.
Как назло - для Франсуа, - улицы и рестораны полны тепло общающимися хохочущими парочками – нет, не влюбленных, фильм не об этом – друзей.

Появляется Бруно Були (Danny Boon) – таксист, балагур, эрудит (он сыплет полезной информацией обо всем на свете – от секретов Парижских улочек до самой долгой бессонницы в мире). Франсуа оказывается столь же эрудирован, но общительность Бруно его скорее отталкивает.

Сердце Франсуа не ёкнуло - сначала не обращает на Були внимания. А ведь они просто созданы друг для друга: есть и общие интересы (Париж, коллекционирование), и противоположное (один – общителен; другой – замкнут)... А как элегантно, между делом, Бруно излечил дочь Франсуа от аллергии! Она, кстати, сразу начинает посматривать на Бруно с интересом - что дает повод предположить: Франсуа найдет не только друга, но и, возможно, родственника.
На семинаре о дружбе, куда зашел Франсуа, нам предлагают новую порцию постулатов: Дружба требует усилий; если дружба гаснет из-за мелочи – это была не дружба; и прочее...

Наконец-то Франсуа разглядел в Бруно искру таланта: общительность – и пытается научиться под его руководством... Беготня респектабельного бизнесмена зрелых лет по городу в попытках пообщаться с незнакомцами выглядит жалко и странно.

Естественно, во время уроков общения, которые таксист дает торговцу, они «обретают друг друга»: веселье на футболе; визит к родителям Бруно (Франсуа не может удержаться от привычки делать людям приятное, «покупая» их)...
Несмотря на балагурство и легкость в общении, Бруно одинок (Друзья детства – это миф. Быть другом со всеми – значит ни с кем. Люди всегда одиноки). А ради Франсуа он готов даже украсть вазу-предмет спора... Дружба не знает границ и преград; за десять дней легко можно найти друга, готового ради тебя в огонь и воду – и прочие жизнеутверждающие бредни.

Конечно, история с пари раскрыта; Франсуа выглядит полным говнюком и кретином; Бруно оскорблен. Но Франсуа находит возможность извиниться и отблагодарить друга: на торгах за вазу с ним сражался некий телемагнат. А Бруно давно и безнадежно стремится поучаствовать в телевикторине «Как стать миллионером», что ли... В общем, всё ясно. Утомительный финал с бесконечной сценой телевикторины и потеющим Бруно...

Я запуталась: печальная ли это комедия? Необременительная трагедия? Не то, чтобы смотреть невозможно. Но как-то – после ожиданий, возложенных на любимого Леконта – особенно скучно. Банальная завязка, предсказуемый финал.Скоростное превращение Франсуа из черствого эгоиста-дельца в душевного интуита – мягко говоря, сомнительно… И мой любимый Даниэль Отей в недавних комедиях (кроме разве «Хамелеона») ужасно нелеп. Лучше бы оставался в рамках привычного амплуа: драматические роли ему удаются гораздо лучше. У того же Леконта Отей страсть как хорош в «Девушке на мосту» и «Вдове с острова Сен-Пьер».

Возможно, кое-что проясняет интервью режиссера:
Патрис Леконт: «Мне нравится думать, что творчество может быть бессознательным, интуитивным, и более всего мне нравится то, что есть нечто, что ускользает от нашего внимания. Нельзя контролировать всё. В конце концов, если фильм получился удачным или его таким воспринимают — это настоящее чудо. Я говорю так не из ложной скромности, просто я считаю успех чем-то сверхъестественным.

...признаюсь, многие вещи я делаю скорее бессознательно. О смысле моих картин я думаю гораздо меньше, чем вы. (Смеется.) Я всегда стараюсь сделать начало фильма оригинальным, увлекательным, неожиданным. Действительно, есть нечто шаблонное в том, чтобы в начале показать несколько разрозненных, непонятных, но запоминающихся образов, чтобы впоследствии вернуться к ним. Это, безусловно, схема, но я вижу в ней удачную возможность для построения фильма».
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...