Friday, 10 August 2007

Муж парикмахерши / Le Mari de la coiffeuse / The Hairdresser's Husband (1990)

Смотрела этот фильм несколько раз, но написать собралась только теперь.

Как обычно у Патриса Леконта, фильм являет собой филигранное смешение жанров, сюрреалистическую полудраму – полукомедию, украшенную фирменной леконтовской иронией и приправленную невыразимой печалью.

Начало убойное – мальчики в вязанных плавках. С помпонами-вишенками. Всё лето. Постоянно в мокрых. Солёная вода. Море. Потёртости. Но Антуан сумел увидеть и положительную сторону: таким образом он обратил внимание на собственные гениталии...

Странный мальчик Антуан, в неполные 12 лет вожделевший пышнотелую парикмахершу, мадам Жоффер.
(Как всегда, меня удивляет безответственное отношение людей, упоённых собственными проблемами, к животным, которых они приручили. Как могла мадам Жоффер покончить с собой, бросив на произвол судьбы своего песика? Стерва).

- Когда я вырасту, я стану мужем парикмахерши! - заявляет Антуан за семейным обедом. И «огребает» молниеносную оплеуху от папы. Тут же - искреннее папино недоумение: - Зачем я это сделал?
Очевидно, сама профессия в (под)сознании обывателя отмечена флёром порочности.

Взрослого Антуана играет чудесный Жан Рошфор (Jean Rochefort), постоянный и любимый актер Леконта.
... Я познакомился с Матильдой (Anna Galiena) десять лет назад...

(Goofs вполне традиционны для такого фильма: прически Рошфора; «У вас ежик» - но он произвольно - то с длинной челкой, то нет).

...Мой отец умер от сердечного приступа, когда узнал, что я женюсь на парикмахерше.

(Один из приёмов а-ля Бертран Блие: Матильда и Антуан целуются – и сразу же – они в той же позе, но в свадебных нарядах).
Матильда молчалива и спокойно-загадочна:
- У меня не осталось ни одной детской фотографии. Потому что время бежит слишком быстро.
...Для Матильды не существовало серьезного, неприятного. Словно она решила такое не замечать.

Антуан-Рошфор комичен со своими индийскими танцами.

В эпизодах появляются, среди прочих, Тики Хольгадо (Ticky Holgado) и Мишель Лярок (Michèle Laroque) – в роли матери приемного сына, которого она волочет "на постриг":
- Это не наш ребенок, мы его усыновили. У вас есть дети? Нет? Хорошо. И ни в коем случае не усыновляйте! Они вам подсовывают черте что, просто чтобы сбагрить.

Очень смешно, когда Антуан демонстрирует свои индийские танцы перед капризным мальчиком – тот застыл в изумлении.

...У нас нет детей. Зачем нам дети? И Матильда сохранит свои прекрасные груди, свой плоский живот, который никогда не будет обезображен беременностью.

...Он крутится в моей памяти:
В своем стеклянном дворце
Когда умирает день
Встречали ли вы Боробудур,
Китайскую принцессу?


Это живет несколько секунд, а затем выцветает, теряет всякий смысл. Надо придумывать что-то другое.

...Пылающая агония роз...

Печальное посещение в доме престарелых мсье Агопьяна, старого парикмахера-гомосексуалиста:
- Знаете, почему у этого парка такой странный вид? Потому что люди, которые смотрят на него, никогда в жизни больше не увидят ничего другого; это – последняя декорация.
В вашем возрасте кажется, что все старики- друзья. Но я знаю – старый мудак вдвойне мудак, хуже молодого. А тут полно старых мудаков.
Я вижу, как родственники приезжают по воскресеньям к своим старикам. Они не находят себе места, они мечтают уехать сразу же, как приехали. Вот увидите – когда вы выйдете за ворота, вам сразу станет легче. Тут ничего не поделаешь, это сильнее вас.
Я открываю ворота – так мне кажется, что я могу уйти...

Герои время от времени изрекают красивые грустные сентенции, например:
Смерть лимонно-желтого цвета и пахнет ванилью. Держу пари.

- Каждый день он сутулится все больше и больше.
- Разумеется – потому что он становится все старше.
- Жизнь – омерзительная вещь.


"Я ухожу, чтобы ты никогда не забыл меня. Матильда"

Финал жутковато-печален.
Антуан сидит над грудой журналов с кроссвордами, решает – по правилу отца: чем труднее они даются, тем слаще победа.

Индийский танец для восточного посетителя парикмахерской - внезапно прерван - Антуан вернулся к кроссворду:
- Парикмахерша сейчас придет.
Жутковатое ожидание продолжается...
К этому фильму, который называют автобиографическим, Патрис Леконт сам написал сценарий.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...