Wednesday, 1 August 2007

Алла Демидова, из интервью (продолжение)

...Одиночество действительно мне милее. Дома есть книжки, музыка. Мне одной с ними хорошо. Люблю смотреть в окно. Ночью, когда Тверская под моими окнами начинает пустеть. А уж когда нахожусь на природе, в лесу, одна могу находиться сутками.

...Банку перевернули, и то, что было в свое время в осадке, стало пеной. Я не люблю давать людям характеристики, предпочитаю приводить примеры. В начале 90-х появились неожиданно и незаслуженно разбогатевшие "новые русские", надевшие свой отличительный знак - малиновые пиджаки. Однажды я оказалась среди таких на каком-то приеме. Был предложен а-ля фуршет. Подойти к столу оказалось невозможно - тебя встречали острые локти. "Малиновые пиджаки" сплотились, держали пространство вокруг стола, не желая в это пространство никого впускать. Сейчас эти невежественные наглецы, люди, многие из которых были близки к криминалу, пообтесались, сменили малиновые пиджаки на костюмы от "Армани", стремясь показать свою респектабельность. Но быстро культуру набрать невозможно. Зато можно быстро изменить вкус публики. Что мы и наблюдаем.
- А как это сказалось на вас?
- Я перестала выходить на сцену, если не считать поэтические вечера. Я люблю театр авангардный, а сейчас преобладает театр сюжетный с неважной драматургией. Поэтому наши пути - мой и нынешнего театра - в данный момент не пересекаются.

...Мое особое отношение к зеркалам, видимо, подсознательно актерское. В японском театре "Но" перед проходом на сцену есть зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения-фантомы в одно и только после этого выйти на сцену. И в актерских гримерных наших театров на столах стоят трельяжные зеркала, в которых многократно отражаешься. И когда неожиданным поворотом, буквально полузатылком вдруг видишь какого-то другого человека - персонаж, который тебе предстоит сыграть в спектакле, когда фиксируешь этот образ, уже живущий в тебе, приходит совершенно удивительное чувство, необходимое каждому актеру. Во всех старых театрах есть зеркала. Несмышленыши думают, что они поставлены, чтобы актеры могли поправить прическу. Глупенькие! Зеркала нужны, чтобы убедиться, что там холодное отражение тебя уже другого.

- Есть, по-вашему, что-то самое главное, что должен знать о себе человек?
- Он должен осознавать и всегда помнить, что он не вечен, что должен достойно прожить свою жизнь. Важнее этого ничего нет.

Из интервью "Толпу боюсь, людей стесняюсь"

- Вообще-то я кошатница, у нас всегда были коты. Но последние годы у меня появился МММ - рыжий кот Миша, пуделиха Маша и пекинес Микки. Мне очень хотелось персидского котенка, а в Москве их было мало. Приятельница, жившая рядом с Птичьим рынком, постоянно туда наведывалась. И вот однажды звонит: на рынке есть персидский котенок! Я примчалась. Смотрю, в голубой шапке сидит рыжий котенок. Я спрашиваю: "Разве он персидский? Вроде не похож". - "Персидский, персидский. Просто с тонким носом". В общем, купила. Когда он заболел, пришлось вызвать ветеринара. И оказалось, что кот самый обыкновенный, помоечный, да еще и с врожденным ушным клещом и атонией кишечника. Врач сказал, что долго не проживет. Но кот Миша живет у меня уже 18 лет.

... К ней [пудехихе Маше] в театре все привыкли. Однажды она заболела воспалением легких. Уколы пенициллина не помогали, ей становилось все хуже. Мы легли на диван, я обняла ее - она дрожала, хотя была закутана в шерстяные платки. Так мы лежали, и я понимала, что собака умирает. И вдруг она произнесла "А-ах!" и заснула. А после этого выздоровела. Животным в болезни очень нужна ласка, это им помогает больше, чем лекарства. А умерла Маша много лет спустя, неожиданно - вскрикнула и...

Из интервью "У меня был свой "МММ"!

...Может, дело в том, что Кира Муратова часто берет в свои фильмы непрофессиональных актеров, она называет их своей кунсткамерой, и нам приходится в их сторону двигаться, как бы ничего не играть или быть такими же клоунами, как они. Ну а потом, на фоне всеобщей агрессивности все эти чеховские недотепы оказались вдруг очень востребованы, они всем понятны.

Я уже в таком возрасте, когда выбирать не из чего. Можно только отказываться. У меня сегодня свобода отказа, а не выбора.

Играли мы в Лиссабоне, в очень хорошем старинном театре, играли без перевода, там все и без слов понятно. Подходит ко мне после спектакля на приеме одна женщина, вся в бриллиантах, говорит комплименты - на французском общаемся. "Как жалко, что вы играете на русском. Как вы думаете, "Гамлет" переведен на французский язык?" - спрашивает она. Отвечаю, что не только на французский, но и на любой другой, даже на эскимосский. "Да, - говорит, - надо будет почитать". Когда я такое слышу, у меня идиосинкразия к театру возникает мгновенно. И к себе на сцене в том числе. Потому и приняла решение больше не заниматься театром.

Из интервью "Свобода от выбора"

...Сейчас, когда оформился миф о Высоцком, многие не помнят, как они мучили друг друга и до какой взаимной ненависти доходили. Так же было с Филатовым, со Смеховым… Я вовремя ушла из театра. И не понимаю, почему остался Золотухин.
...Я прочла полное издание его дневников - "На плахе Таганки" и поразилась: мы словно в разных театрах работали. Я столького не замечала! И слава Богу: там есть слова Любимова обо мне, которых я не слышала и не хотела бы слышать… Достала свои дневники и перечитала - я пишу телеграфно, в стилистике, что ли, записных книжек Блока: мама приехала… мама уехала… от тети пришло письмо…

Нас накрывает волной сильного разочарования. Мы избавились от советского дуболомства, но вместо него набрали худшего, что есть в Европе. И вместо тупости и пошлости советской страдаем от западной. Самое отвратительное "от них" помножено на родную агрессию - в разобщенной стране она естественна.

Жить лучше с человеком своего или близкого цеха, а работать отдельно.

Под горячую руку, в раздражении, которое я стараюсь все-таки сделать точечным и побыстрее о нем забыть, я произношу про себя пушкинскую формулу: "Черт меня догадал родиться в России с умом и талантом…" Но стоит мне пожить на Западе - и я понимаю: нет, все правильно.

Мое пространство страшно захламлено. Я завидую одной подруге, сделавшей евроремонт и установившей в квартире культурную, просторную пустоту.
...Я ее тут же захламлю, как и это мое жилище. Расставлю и разложу какие-то блокноты, чашки… Мне самой не нравится так жить. Но в другое пространство я не вписываюсь.

Никогда не справляю дни рождения. На этот раз убегу в круиз. Стараюсь не участвовать в спектаклях, приуроченных к моему дню рождения.

- Вас трудно узнать на улице. Вы этому рады?
- Да, я сильно меняюсь даже в зависимости от настроения. Сегодня одно, завтра другое - соответственно и другое лицо. Один покойный критик писал, что мое лицо - как холст: что захочешь, то и нарисуешь. Я живу в этом доме давно, часто прохожу мимо консьержки - и она не узнает меня! Только спрашивает: вы к кому? К Демидовой? Она дома… Один раз я не выдержала: почему вы не узнаете меня?! Она сказала, что я очень сильно меняюсь, - и я восприняла это как серьезный комплимент.

Я общаюсь с очень небольшим количеством людей. Неприятные мне люди составляют в этом кружке ничтожное меньшинство. Я уже могу себе позволить не нравиться тем, кто не нравится мне.
Я могу показать человека. Но интересно не это. Мне всегда удавалось ставить себя на чужое место. Это моя игра. Даря книгу другу или подруге, я почти всегда сначала читаю ее их глазами - и всегда угадываю, что их привлечет… Это не выматывает.

Алла Демидова: Могу себе позволить не нравиться тем, кто не нравится мне

- Я могу себе позволить работать только тогда, когда мне это интересно, потому что в принципе работать не люблю. И мне странны люди, заявляющие, что им нравится ситуация постоянной занятости. Работа - это трудно. Я люблю сидеть дома, ездить в гости, читать, думать - а работаю тогда, когда это мне интересно.

Алла Демидова: Играть надо для Диониса

...Завидую людям открытым, которые могут комфортно себя ощущать в любых компаниях. Я человек стеснительный (я давно заметила, что актеры очень стеснительны), большое количество людей меня смущает. Толпы я просто боюсь. Никогда не войду в троллейбус, где много народу, лучше пройду пешком пол-Москвы, если у меня не хватит денег на такси или если моя машина сломалась. Три часа буду идти, четыре… Или, например, если в магазине много людей, я лучше буду голодать или за покупками пойду ночью.
Алла Демидова играет с Богом
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...