Friday, 3 August 2007

Кшиштоф Кесьлевский «Шрам» /Blizna /The Scar (1976)

Польша; одно из воеводств: валят роскошный сосновый лес. Рядом – песок и пустошь, где можно без проблем начать строительство – но это другое воеводство, туда денег не вложили. Химкомбинат еще не достроен – а уже нанесен невосполнимый урон: вырублен лес; обезвожены колодцы... Напоминает нашу советскую действительность...

Беднаш (Франтишек Печка, которого помню по фильму из детства, «Четыре танкиста и собака») – добросовестный и честный чиновник – назначен директором химкомбината... Он с энтузиазмом берется за дело. Но что-то не получается: он появился в городке, когда поздно было что-то менять, а оказалось – местным жителям не по душе происходящие в нем перемены, «индустриализация», загрязнения; люди буквально ложатся под гусеницы бульдозеров, грозящих снести их домишки, оказавшиеся на территории будущего комбината.

В фильме в роли молодого карьериста появляется Ежи Штур, который позднее станет постоянным актером Кесьлевского.

Мне фильм не очень понравился, смотрела с усилием исключительно из благоговения перед Мастером. «Шрам» очень «документальный», длинный, с пространными сценами (парт-)собраний... Чувствуется влияние документалистики (это - первый художественный фильм Кесьлевского) и тогдашнего интереса режиссера к общественно-политическим проблемам. Гораздо больше я люблю фильмы, в которых Кесьлевский обращается к метафизическим проблемам – душа, жизнь и смерть, судьба и случай...

Понравились эпизоды, когда Беднаш бродит по городку – он раньше жил здесь; проведывает давние места...
Старики в запущенном, нищем городке – похоже на фотографии «Из города Лодзь».

Примечательно, что в фильме отсутствует оригинальная музыка! Только фон - отрывки песен и радиопередач из приемников.

Мой первый художественный кинофильм – «Шрам» - получился неудачным...
«Шрам» не только не показывает победителя – его герой раздавлен ситуацией, в которой оказался. Ему кажется, что поступая правильно, он одновременно делает и нечто плохое. Он не в силах увидеть и взвесить, чего больше – плохого или хорошего. И в результате понимает, что скорее навредил, чем помог.
Фильм по ряду причин вышел неудачным. Как это всегда бывает, всё началось со сценария, сделанного по репортажу одного журналиста по фамилии Карась. Я, впрочем, очень далеко отошел от первоначального материала, поскольку нужно было придумать действие, фабулу, героев. А это получилось плохо. (Кесьлевский. О себе)
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...