Tuesday, 31 July 2007

Алла Демидова, из интервью (начало)

- Как относитесь к критике?
- Никак. Я не читаю и, честно говоря, не вижу смысла читать, что обо мне пишут. Я знаю о себе и о своей работе больше, чем кто-либо другой. К тому же я не страдаю излишней самодостаточностью - меня не надо одергивать и "ставить на место". Понимаю, мое отношение к критике отнюдь не достоинство, но раз уж спросили…
Из интервью «Что есть талант?», 1987 год

- У вас не бывает страха перед толпой?
- Конечно, бывает. Толпа тоже дракон. Когда в стае, управляемой вожаком, выплескиваются наши полузвериные ощущения, страшно. Светлого вожака у толпы, мне кажется, быть не может. Как люди сводятся в толпу - вот что интересно. Часто я вижу из своего окна эти сборища - то праздничные, то требующие чего-то. Вижу этих людей. У них какое-то полурастительное восприятие мира. Без самосознания, без попытки вытащить себя из болота. Поэтому их инстинктивно тянет в коллектив. Мне кажется, сейчас, после того страшного пути, когда нас искусственно сбивали в коллективы - в пионеры, в комсомол, - у людей мало-мальски думающих должно возникать сопротивление коллективу. Это хорошо понимают в искусстве, поэтому сейчас меньше таких театральных действ, которые были в 60-х, или сюжетных полотен в живописи. Сейчас художник смотрит "зрачками в душу".
-... Вы знаете, для меня сейчас публика - это толпа. Чтобы удержать внимание толпы, нужны очень грубые средства. А во времена ранней Таганки мы привыкли к рафинированной публике, которая "чистила" нас своим отборным вкусом.

- Алла Сергеевна, с годами человек становится более внутренне одинок?
- Он начинает меньше этого бояться, научается изживать свои страхи. Я раньше боялась потерять любовь зрителей. Теперь не скажу, что мне все равно, но я не так болезненно к этому отношусь. Больше боялась смерти, а сейчас понимаю, что это естественно. Боялась, что стану бедной, и мне не хватит денег на еду. А теперь не боюсь не потому, что разбогатела, а потому, что поняла, при любых деньгах все равно останешься со своими внутренними сомнениями. Хотелось бы, чтобы болезни не докучали, но они даются за грехи. Значит, надо понять, за какие. Надо учиться жить по заповедям, от этого уменьшается страх.

- Вы живете близко к заповедям?
- Нет. Но я поняла, что к этому надо стремиться. Одно время я думала, что границы морали, этики, дозволенности выдуманы самими людьми, а теперь уверена, что существуют естественные законы человеческой жизни, которые нам даны, - это библейские заповеди. Но соблюдать их очень трудно. Мой любимый пример: вот у меня на руке наверняка живет система микробов. Один микроб оказывается мутантом, он не хочет жить в системе и по ее законам. Становится изгоем и погибает. Так и с человеком…

- ...Да нет, художником я хотела быть, но, конечно, не стану им уже никогда. Понимаете, мне нужно время от времени останавливаться и менять кожу. Казалось бы, я была преподавателем политэкономии на философском факультете МГУ, и… стала актрисой. Не сама, а так случилось. Потом писала книжки… Людям, которые занимаются одним и тем же всю жизнь, легче оставить после себя глубокий след. А меня жизнь бросает. Поэтому после себя я вряд ли что-нибудь оставлю, кроме разбросанных мыслей на полубытовом уровне.

- Книжки писать вам больше не хочется?
- Я не очень понимаю, для кого. То, что мне хочется писать, будет занудно для простого читателя и недостаточно глубоко для науки. А просто развлекать читателя - я уже развлекла.
3 февраля 1999 года Алла Демидова: Светлого вожака у толпы быть не может

- Иннокентия Смоктуновского называли первым интеллектуальным актером, вас называли первой интеллектуальной актрисой. Что сформировало этот образ: ваша университетская подготовка, ваш круг друзей, сыгранные вами роли?
... А что моя кличка "интеллектуальная актриса" (кто-то даже обозвал "интеллектуальной овчаркой") - это все клише ролей, которые я играла. Я играла сильных, волевых женщин. Почему я их выбирала? Да потому, что все остальное меня мало интересовало: этот быт, эти маменьки, бабушки, жены и так далее. Я никогда не играла быт. Я его и не умею играть. Потому что тогда надо отталкиваться от себя, а я никогда себя не играла. Почему я ненавижу говорить о себе? Потому что это никому не нужно. Я с удовольствием говорю о профессии, потому что мне все время хочется разъяснить в профессии что-то, разделить личность до результата, результат и так далее. Как влияет личность на результат и так далее.

...Иногда не-актеры хорошо показывают других людей, потому что они очень конкретно видят, и их тонко организованный психический материал позволяет менять себя. Вот это основа актерского мастерства.
Алла Демидова: "Когда играешь - ум ни при чем"

- ...сейчас нет зрителя, а есть публика. Гораздо легче понравиться большому количеству несведущих людей, нежели одному знатоку.

...Авангард авангарду рознь. Настоящий авангард строится на традиции, а потом вдруг происходит прорыв. Вот, например, Гойя - был добропорядочным королевским живописцем, рисовал герцогиню Альбу. Но случился разрыв с Альбой, что-то с ним внутренне произошло и появились "Каприччос" - то, что взорвало всю традицию. А нынешние начинают с нуля, они ничего не знают о традиции и ничего не хотят знать.

- После фестиваля в Выборге вас, наверное, все спрашивают о Кире Муратовой…
- Спрашивают, в основном, о Ренате Литвиновой, которая тоже снималась в "Настройщике". Потому что Рената - из тех кумиров, о которых мы с вами говорили вначале. Тут есть характерный перекос: например, одна из рецензий на фильм называется "Рената в ананасах", а ведь это фильм Муратовой! О Кире скажу только одно: мне, пожалуй, впервые понравился фильм, в котором я снималась.
Алла Демидова:"Настоящий авангард строится на традиции"

- Вы общаетесь с кем-нибудь из Таганки?
- Нет. И никогда не общалась. То есть общалась на уровне "здрасьте - до свиданья". Хотя в последний год мы почти сдружились с Высоцким, и я, пожалуй, была одной из немногих, наверное, нас было всего двое, кто знал о том, что он сидит на наркотиках. Один человек ему их поставлял, а я просто знала. Еще из Таганки мне всегда как актер нравился Золотухин, но с ним невозможно было общаться, потому что он человек пьющий, а я не люблю таких людей. С остальными было просто страшно.

- Вы смотрите фильмы со своим участием?
- Не всегда. Многие не видела до сих пор. "Щит и меч" Басова и еще один, который постоянно крутят по телеку... Вспомнила, "Стакан воды" - мне даже кассету подарили, но я не буду ее смотреть. А зачем? Ошибок уже не исправишь.
...Очень много хороших людей прошло мимо меня. Только начиная с 70-х я стала немножко оглядываться по сторонам.

- А до этого?
- До этого была занята исключительно собой.

- Вы - эгоцентрик?
- Наверное. Я абсолютно самодостаточна. Мне не нужен никто.
"Представляете, как они все меня ненавидели!"

...мне посчастливилось видеть Смоктуновского в "Идиоте". Помню, что мне когда-то не понравился Яковлев в пырьевском фильме. Но недавно я пересмотрела его, и это было так прекрасно! Они играли тему, играли масштабно. А в сериале играется все по правде - "я в предлагаемых обстоятельствах". Женя Миронов очень милый мальчик, я его очень любила. Но, боюсь, что он что-то пропускает в мастерстве.

...Знаете, Ахматова говорила, что слава бывает двух видов. Одна, это когда ты едешь в ландо по Невскому и тебе вслед кричат: "Ахматова едет!". И другая, когда ты стоишь в очереди за ржавой селедкой, отворяется дверь, из нее пахнет этой самой селедкой, и кто-то тебе в спину говорит: "Свежо и остро пахли морем на блюде устрицы во льду"…

- Вы сказали, что никогда не играли себя. Но в юности, когда вы мечтали стать актрисой, вы ведь примеривали на себя разные образы. Какие-то из них были вам по-человечески близки? Вам никогда не казалось, что "Катерина - это я" или "Наташа Ростова - я"?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку детство мое было очень какое-то неосознанное, скорее, меня несла какая-то волна. Я росла в семье, где мною совершенно не занимались, я была лишена той любви, которая присутствует в других семьях. Отец погиб на фронте, бедность, одиночество, проблемы в школе. Правда, я очень любила читать.

...Знаете, актеры в большинстве своем - люди ленивые. Я давно это заметила. Ленивые и застенчивые. Из-за этого и идут в актеры. С тем, чтобы прикрыться маской.

- Как защитить себя, свою нервную систему, будучи актером?
- Есть свои профессиональные секреты. Хотя, бывает, и нередко, что с ума сходят. Если играют себя в предлагаемых обстоятельствах. Имею в виду, конечно, трагические роли. Потому что если ты играешь себя в бытовых ролях, то бога ради, на здоровье, ничего не случится. А если роль требует энергетической отдачи, то сходят с ума. И у нас на Таганке были такие случаи.

... Ум тренирует и разучивание стихов, правда, у меня эта ниша уже заполнена, или изучение какого-нибудь нового языка. Недаром люди в лагерях, в тюрьмах, когда надеяться не на что, вдруг начинали учить иностранные языки. Чтобы удержать свой разум, удержать себя. "Не дай мне Бог сойти с ума…"

- Не секрет, что те, кто любит поэзию, четко делятся по двум категориям. На тех, кто предпочитает Пушкина и тех, кто - Лермонтова. Пожалуй, похожая ситуация и среди поклонников Цветаевой и Ахматовой. Кого предпочитаете вы?
- Пушкина. Что же касается Цветаевой и Ахматовой, то иногда Цветаеву, иногда - Ахматову. Недавно в Нижнем Новгороде меня попросили в один и тот же вечер читать стихи обеих. Но я когда сталкиваю их вместе, то заболеваю физически. Как было в то время, когда я одновременно играла "Федру" цветаевскую и читала "Реквием" Ахматовой.

- Существует теория, что каждый человек рождается, живет и умирает в одном возрасте. Одному всю жизнь 5 лет, другому 20. Вам сколько лет?
- Сорок. Мне всегда было 40 лет. И в 16, и в 20, и потом. Говорят, это последняя инкарнация человека на Земле. Одно время я серьезно всем этим занималась, была знакома со многими экстрасенсами. Мне рассказывали, что я была актером в Древней Греции, алхимиком в Средние века, причем всегда было какое-то предательство, которое впоследствии надо было изжить. Не знаю, изжила ли. Но вообще, предательство, для меня - самый страшный грех. Я его не прощаю. Иногда мои близкие жалуются на меня, что я внезапно прерываю с людьми отношения.
Час с Аллой Демидовой
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...