Friday, 22 June 2007

«Слово для защиты» / Slovo dlia zashchity / Speech for the Defence (1976)

Ирина (Галина Яцкина) и Руслан (Олег Янковский) знакомы со студенческих лет. После долгих лет жизни в гражданском браке они собираются "зарегистировать отношения".

Ирина работает адвокатом; ей попалось странное дело: симпатичная молодая женщина Валентина Костина (Марина Неёлова) обвиняется в покушении на убийство "хорошего человека" Виталия Федяева (Станислав Любшин). Почему-то лишь вскользь упоминается тот факт, что Валя хотела убить и себя, тоже.
В деле Костиной адвокату многое непонятно.
На работе Валентину аттестуют наилучшим образом...

Вскоре Валя своей непосредственностью (Ты с какого года? И я... Ты где кремплен брала? Точно, я тебя видела. Вот память у меня!) разбивает лёд в отношении с адвокатом. Постепенно проясняется история Вали. Она без памяти любит Федяева; всю жизнь рабски ему служит – наняла репетитора, сняла комнату, в течение восьми лет содержала его, "даже донорством зарабатывала - кровь сдавала" (Валя, в оправдание: "Он потом узнал, переживал очень..."), терпела любовниц Федяева.

А он пользовался всем этим, посмеиваясь над "Валюшей - человеком страстей"; выучился - и нашел другую, образованную, себе ровню. "Ровня" прислала его «мириться» к Валюше – «а то напишет телегу, Бангладеш нам испортит»...

Ирина: И всё-таки он вас обманул.
Валя: Ну почему обманул? Может, надоела я ему. Нашел себе другую. Что, не бывает, что ли?
Ирина: Бывает...
Валя: Он ведь слабый человек – Виталик...

За решеткой она печется о нём, не о себе: Как ты считаешь, не повредит ему это? Не ведь такого закона?
Ирина: К сожалению, нет.

Запомнился эпизод, когда на вечеринке с друзьями Ирины и Руслана, притихшие гости почти с ужасом видят видеозапись самих себя – молодых и полных энтузиазма. Эта хроника на фоне дела Костиной даёт толчок пересмотру собственной жизни Ириной...

Руслан (Ирине): Слушай, неужели нельзя просто прожить день? Просто прожить. Без самокопания, без поискова смысла?.. Без лифта, который непременно нужно остановить. Ну зачем? Чего ты добиваешься? Что ты хочешь изменить? Неужели ты не устала от всего этого, Ира?.. Вот ты, вот я, снег, ночь, мы идем, мы любим друг друга… Разве этого мало?.. Что ты можешь предложить взамен? Успокойся. Давно пора успокоиться...

Получается, Валя со своим накалом страстей, не умея и не желая успокоиться, осмелившаяся беззаветно любить - пусть даже такого мерзавца, каким оказался её Виталик - права. А предавшие собственную юность, умиротворенные и полусонные Ирина, Руслан, их друзья - неправы.

В фильме очень красивая музыка Владимира Мартынова.

В финале - неотвязное чувство, что Валюша, с полными слез глазами целующая на прощание Ирину, - уезжает, чтобы покончить с собой.

Из статьи : "Фильм «Слово для защиты» — двойной дебют: кинодраматурга Александра Миндадзе и режиссера Вадима Абдрашитова.

Встретившись с Костиной, высокий накал чувств которой и озадачил, и ошеломил ее, Ирина Петровна (Г. Яцкина) начинает заново осмысливать собственную внутреннюю биографию; не подменила ли ее любовь обыкновенная приязнь к жениху Руслану (О. Янковский), естественное желание как-то устроить наконец свою личную жизнь… Вопросы эти, поначалу тихо прокравшиеся в сознание Ирины Межниковой (Галина Яцкина), начинают звучать с властной настойчивостью в эпизоде встречи ее со старыми друзьями. Именно этот эпизод, а не оправдание Костиной решением суда становится подлинной смысловой кульминацией фильма.

Друзья смотрят кем-то из них давно отснятую любительскую киноленту. В одном случае с удивлением и недоумением, в другом — с грустью и сожалением, смотрят они на себя — совсем молодых, о чем-то оживленно спорящих, что-то доказывающих, в чем-то друг друга убеждающих. .. И хотя никто не может вспомнить, о чем, собственно, шел давний спор, неясная тревога закрадывается в их души…
Почему?
Не беда, что многие из этой компании — люди, преуспевшие в жизни, осуществившие свои намерения, добившиеся определенного материального благополучия. Беда, что при этом у некоторых из них «отвалилась», ушла из жизни важная «ступень» — бескомпромиссность, душевный порыв, предельно заинтересованное отношение решительно ко всему, что окружает тебя в жизни, трудный поиск… Ведь молодость — категория отнюдь не только возрастная…
В этой связи становится понятным, казалось бы, странный на первый взгляд поступок Ирины Петровны, когда после вечеринки она вместе со старыми товарищами спускается в набитом до отказа лифте. Она несколько раз нажимает кнопку, чтобы остановить лифт. Мы понимаем, что в эти секунды ею владеет неосознанное до конца желание остановить привычное течение жизни, осмотреться и задуматься: что же делать дальше?

*
Из статьи:
"... — Встать! Суд идет!
«Рассмотрев обстоятельства дела, заслушав показания сторон и свидетелей, суд постановляет…»
Пусть это всего лишь съемки фильма, режиссер Вадим Абдрашитов и оператор Анатолий Заболоцкий могут в любой момент прервать происходящее, и даже пустует скамья подсудимых — заболела актриса Марина Неёлова, исполняющая роль обвиняемой Костиной, первоощущение — вершится суд! — не оставляет ни на минуту.
«…приговорить Костину Валентину Сергеевну, 1948 года рождения, проживающую в Москве, ранее не судимую, на основании статьи 103 Уголовного кодекса РСФСР к трем годам лишения свободы».
«…Однако, принимая во внимание смягчающие вину обстоятельства, личность подсудимой, ее чистосердечное раскаяние, а также то, что Костина в прошлом к уголовной ответственности не привлекалась…»
«…суд находит возможным применить вышеуказанную меру наказания условно, освободив подсудимую из-под стражи в зале суда».

— Каким, на ваш взгляд, должен быть дебют в кино? — спросил я режиссера.
— Я сам задавал себе этот вопрос множество раз, — ответил он. - Конечно же, в первом фильме надо как можно яснее сказать о своем отношении к миру, к людям. Но, разумеется, это очень и очень непросто. В следующих работах наверняка несколько изменится стиль, но человеческая позиция останется неизменной.
По этим именно соображениям я и выбрал сценарий молодого драматурга Александра Миндадзе.
...
— У каждого человека есть своя правда, — утверждает Вадим Абдрашитов. — Ни один даже самый отъявленный злодей не признает: «Да, я плохой человек». Он найдет десяток объяснений, подтверждающих правильность его поступков. Людям вообще свойственно укрепляться в сознании своей правоты. К этому стремятся и наши герои".
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...