Thursday, 26 April 2007

"Под покровом небес" / The Sheltering Sky / Il Te nel deserto (1990)


Фильм Бертолуччи по одноименному роману Пола Боулза (1949) (Paul Bowles).

Интересные подробности о фильме (перевод - Е. Кузьмина, автор блога):

- Пол Боулз, участвующий в фильме в роли рассказчика, отозвался о фильме так: «...его не стоило снимать. Финал идиотский, и всё остальное довольно паршиво». Цитата из интервью писателя для документального фильма "Пусть падает: жизнь Пола Боулза" (Let It Come Down: The Life of Paul Bowles, 1998).
[Думаю, писатель лукавил: если ему была столь противна мысль об экранизации его книги - зачем соглашаться на нее, а тем более в ней участвовать?]

- Первоначально на роли главных героев планировались Уильям Херт (William Hurt), Мелани Гриффит (Melanie Griffith) и Деннис Куэйд (Dennis Quaid).
[Гм. Только Куэйда представляю в роли – остальные совсем «не из этого фильма»].

- Имя персонажа Джона Малковича, Порт Морсби (Port Moresby) – совпадает с названием столицы государства Папуа Новая Гвинея (Papua New Guinea).

- Последний фильм актрисы Джилл Беннетт (Jill Bennett), исполнительницы роли миссис Лайл.

- Джуди Дэвис (Judy Davis) выражала сожаление по поводу того, что она не сыграла роль Кит. В следующем году в фильме Дэвида Кроненберга «Обед нагишом» (Naked Lunch) она исполнила роль героини, образ которой был частично списан с Джейн Боулз (Jane Bowles).

- Наташа Ричардсон (Natasha Richardson) говорила, что написала Бертолуччи длинное письмо, умоляя дать ей роль Кит Морсби.

**
Кит (Дебра Уингер/Debra Winger) и Порт, её муж (Джон Малкович/John Malkovich), приезжают в Северную Африку. Их сопровождает Джордж (Кэмбелл Скотт/Campbell Scott), богатый красавец, откровенно влюбленный в Кит – его герой вносит некоторое оживление в происходящее.
...Фильм – тягучее, гипнотическое путешествие - и по пескам Сахары, и по психологии чувств, отношений Кит и Порта. Фильм о времени и о смерти.

- Мы женаты уже очень давно, Порт.
- Не думаю, что десять лет – это давно.


Эти двое любят друг друга. Но что-то мешает им быть счастливыми вместе. Они это знают и, как умеют, сопротивляются – но существуют несовпадения... Порт, после троекратного приглашения Кит сопровождать его – уходит в город; оглядывается на балкон гостиницы: никого. Кит вышла на балкон - он идет, не оглядываясь; когда Порт снова оглянулся - Кит уже ушла... Несовпадения.

Голос рассказчика задает настроение – к путешествию по невеселым, болезненным воспоминаниям – хотя прямо ничего не говорится... Фильм, как это обычно у Бертолуччи, очень длинный...
«...когда я, например, снимал Сахару, которая объективно очень, очень красива, меня отчасти шантажировала метафизика дюн!» (Бертолуччи в интервью)

Путешествие пронзительно-печальное – путешествие гонимого ветром сухого листка, или песчинки, переносимой с дюны на дюну - и одновременно невероятно, завораживающе прекрасное. Весь фильм – теплого, терракотово-оранжевого оттенка, иногда тревожно-красного. Великолепная музыка Руичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto)... Поэтичное название – приют, пристанище небес...

- Турист – это тот, кто начинает думать о возвращении домой, как только он приехал. А путешественник может вообще не вернуться домой.

- Нет профессии?
- Той, о которой бы я знал, нет.

Мой единственный план – вообще не строить никаких планов.


С самого начала предчувствие – что-то должно произойти; тревога возникает, когда Порт рассказывает – вопреки протестам Кит – свой сон:
Прошлой ночью мне приснился странный сон. Я путешествовал на поезде, который должен был врезаться в гору простыней... Я знал, что разобьюсь... Иногда я чувствовал, что могу предотвратить крушение, стоит мне открыть рот и закричать. Но потом я понял, что было уже слишком поздно, потому что я потянулся и выбил рукой свои зубы, будто они были из гипса. Я начал рыдать. Я рыдал во сне. Меня трясло, как при землетрясении...

- Первое правило брака – никогда не путай секс со сном.

...Шампанское – да, философия – нет.

Терракотовый пейзаж, бирюзовые ставни, мебель гостиницы...
Очень хорош Тимоти Сполл (Timothy Spall) в роли омерзительного Эрика Лайла.

Велосипедная прогулка - начавшаяся так бодро и так невесело закончившаяся... желто-оранжевая земля; ярко-синее, и правда, словно твердое небо...

- Это место я хотел тебе показать. Здесь небо такое странное, почти твердое, как будто защищает нас от того, что позади. ...
- Ты не боишься одиночества и тебе ничего не нужно, никто не нужен. Ты мог бы жить без меня.
- Ты же знаешь – для меня любить означает любить тебя. И даже если между нами что-то не так, никого другого не может быть. Может, мы оба боимся любить слишком сильно.


Эль Крофо – грязища, мерзость – только от отчаяния можно решиться отправиться в такое место.

- Порт считает, что человек привыкает ко всему.
- Если бы это было правдой, прогресс прекратился бы.
- Нет, я уверена, что это так. Только не знаю, хорошо это или плохо.
- Ни то, ни другое.

- Ты могла бы быть здесь счастливой?
- Счастливой? Счастливой? Что ты имеешь в виду?
- Ты могла бы полюбить это место?
- Откуда мне знать? Господи, если бы ты перестал задавать мне такие вопросы! Нет, серьезно. Я не могу отвечить. Что ты хочешь, чтобы я сказала? «Да, я буду счастлива в Афорике»? Мне нравится Эль-Крофо, но я не могу сказать, хотела бы пробыть здесь месяц или уехать завтра же.


Фиолетовое, сиреневое. Длинные тени, яркий терракот. Местная музыка – там-тамы, вводящие в транс (Хаксли хорошо написал о ритмическом звуке). Этот бешеный ритм – бред, начинающаяся болезнь... Душевная слепота Кит:
- Ты в порядке? (а он близок к обмороку...)

- Я боюсь, потому что иногда меня здесь нет. Я где-то очень далеко и я совсем один. И знаешь, кажется, никто не может туда попасть, никто.
Все эти годы я жил ради тебя, но не знал об этом.

Ужасное умирание Порта. КРИК. Рвущая боль, смерть.
Кит опустошена; она почти в прострации... всё всё равно – она дает себя увезти кочевникам...
Мне нравится финал фильма - когда Кит, спасенная мужеподобной представительницей посольства, возвращается в цивилизацию – после долгих лет (?) жизни в пустыне среди полудиких племен. Она не бросается навстречу Джорджу, благодаря настойчивости которого ее нашли. Она бредет в то же кафе, где начался фильм – и видит... самого писателя... Будто героиня возвращается к своему создателю. «Вы заблудились?» «Да..

Следует небольшой заключительный монолог Пола Боулза – очень красивый, процитирую полностью:
Из-за того, что мы не знаем, когда умрем, жизнь кажется бездонным колодцем, хотя всё случается лишь несколько раз. Очень малое число раз. Сколько раз вы можете вспомнить какой-нибудь день из вашего детства? Тот самый день, что стал неотъемлемой частью вашего существования, без которого вы не можете представить свою жизнь. Возможно, четыре-пять раз, или того меньше. Сколько раз еще вы будете наблюдать полнолуние? Возможно, раз двадцать...
И тем не менее, все это кажется бесконечным...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...