Thursday, 22 March 2007

Кесьлёвский, "Декалог": о Десяти Заповедях и десяти фильмах/ Kieslowski, Decalogue

"Во время военного положения я понял, что политика, в сущности, не столь уж важна. Конечно, она устанавливает определенные рамки бытия и очерчивает границы дозволенного. Но по-настоящему важных человеческих проблем она не решает, поскольку не в силах ответить на главные, фундаментальные вопросы человеческого существования. Вне зависимости от того, живешь ли ты в коммунистической стране или капиталистической, на вопросы «В чем смысл жизни?», «Зачем ты живешь?», «Зачем просыпаешься утром?» - политика не дает ответа".
(Кесьлевский. О себе)


Сценарий был написан Кесьлевским совместно с Кшиштофом Песевичем (Krzysztof Piesiewicz). Он - адвокат по криминальному праву и говорит, что некоторые идеи для фильмов основаны на реальных событиях – это жизненный опыт его клиентов или знакомых.

Кшиштоф Песевич работал в Варшаве. Себя считает «скорее христианином, чем католиком». Познакомился с Кесьлёвским в 1982 году. Кесьлевский в это время пытался сделать документальный фильм о политических преследованиях имевших место после прихода к власти Войцеха Ярузельского (Wojciech Jaruzelski).

Кесьлевский: "Как-то я встретил на улице своего соавтора. Во время военного положения он не жаловался на отсутствие работы, поскольку в Польше шло огромное количество политических процессов, в которых он как адвокат принимал участие. Но военное положение кончилось – даже быстрее, чем мы ожидали, - и у него появилась возможность спокойно размышлять. Шел дождь, было холодно. Я потерял перчатку. А Песевич вдруг сказал: «Нужно снять «Декалог» (десять библейских заповедей). И это должен сделать ты».

Сценарий писал не Песевич, а я. Песевич вообще не столько пишет, сколько говорит. И думает. Мы проводим массу времени за разговорами о наших знакомых, женах, детях, лыжах, машинах. Придумываем истории для фильмов. Часто именно Кшиштоф подает идею; порой она кажется неосуществимой, и я, разумеется, начинаю протестовать".


(Позже Песевич говорил: "Когда в 1993 году в Париже я предложил Кшиштофу Кесьлевскому начать работу над новым циклом из трех фильмов, то, разумеется, догадывался, что сначала он рассмеется и махнет рукой. Ему просто надо дать освоиться с новой идеей. Так бывало всегда".)

Проект постепенно приобрел форму; сценарий стал результатом их сотрудничества.

КК: "Один фильм или несколько? А может быть, десять? Сериал или, еще лучше, - цикл из десяти самостоятельных фильмов, в основе каждого из которых будет отдельная заповедь? Мне казалось, что это замысел ближе всего к идее самого «Декалога». Десять фраз – десять часовых фильмов".
Кесьлёвский говорил: «Наш замысел был очень прост. Десять Заповедей – этический фундамент современного общества. Каждый более или менее знаком с Десятью Заповедями и согласен с ними, но на самом деле никто их не соблюдает».

Ни Кесьлёвский, ни Песевич не были практикующими католиками. Их интересовало изучение важности, значимости старых законов католической страны в пост-моральный век. «Все согласны с Десятью Заповедями в качестве моральной основы, и каждый ежедневно их нарушает. Сама попытка уважать их – уже большое достижение,» - говорил Кшиштоф Кесьлёвский.

«Мы не хотели принимать тон тех, кто хвалит или осуждает, раздавая награду за хороший поступок и наказание за плохой. Скорее, мы хотели сказать: «Мы знаем не больше, чем вы... Но может, стоит исследовать неведомое, если само только чувство неведения причиняет боль,»
- писал Кесьлевский.

Соратник Кесьлевского, композитор Збигнев Прейснер (Zbigniew Preisner) называл «Декалог» «попыткой вернуть простые ценности, уничтоженные коммунизмом».

Десять Заповедей нелегко соблюдать. «Декалог» нелегко смотреть. Кесьлевский не проповедует и не всегда проводит четкую линию между добром и злом. Основное настроение – унылое, безрадостное. Трудно отделаться от чувства, что что-то идет не так. «Декалог» - хроника человеческих ошибок. Видение Кесьлёвского – утонченное, проницательное, глубокое. Величие творению режиссера дает не тема как таковая, но манера обращения с ней.

Заметьте: в названиях нет ясного указания на конкретные заповеди: фильмы называются «Декалог 1, 2, 3» и так далее. Не дав названий фильмам Кесьлёвский, по его словам, вступил в подобие игры со своими зрителями. «Я просто объявил, например: «Декалог 1». Зрительница смотрит фильм и хочет понять, о чем он... Она начинает думать о заповедях. Хочет она того или нет – в ней начинается интеллектуальная работа. Это то, чего я от нее хочу, потому что я отношусь к вопросам серьезно». Он с иронией добавляет, что некоторые из актеров, бывшие католиками, «не хотели играть в данном фильме, если я не скажу им, о какой именно заповеди пойдет речь».

Правда, Аннетт Инсдорф позже писала:
"Каждой истории предшествовал порядковый номер, а не Заповедь. Но когда «Декалог» показали на кинофестивале в Венеции в 1989 году, на пресс-центр обрушился шквал вопросов со стороны критиков по поводу того, с какой именно Заповедью связан конкретный эпизод. Через несколько дней пресс-офис опубликовал список названий рядом с эпизодами – хотя это было не совсем то, чего хотел Кесьлевский."

Одна из составляющих невероятного успеха «Декалога» - то, что среди десятков главных героев нет случайных, незапоминающихся, несоответствующих актеров (Агнешка Холланд отмечала это в своем интервью) – все играют проникновенно. Для ценителей кино Кесьлёвского особое удовольствие - находить знакомые лица: Збигнев Замаховский (Zbigniew Zamachowski) – молодой, я едва его узнала! – которого знаем по фильму «Три цвета: Белый» - появляется в эпизоде 10. Там же играет любимый Кесьлёвским Ежи Штур (Jerzy Stuhr), из "Покоя", "Шрама", "Случая", «Кинолюбителя» и «Белого» - в последнем они с Замаховским также играли братьев. Януш Гайош (Janusz Gajos) из «Белого» здесь играет отца в «Декалоге 4». Гражина Шаполовска (Grazyna Szapolowska), Магда в «Декалоге 6» - играет в «Без конца» (No End); Александр Бардини, ординатор в «Декалоге 2», появляется в «Двойной жизни Вероники», "Без конца"...

Каждый эпизод не в точности соответствует одной какой-то заповеди, большинство фильмов рассказывают о нескольких. Невозможно преступить какую-то одну заповедь, не нарушив остальные. Моральные вопросы, грехи – ложь, прелюбодеяние - переплетаются, пересекаются – также, как и герои.

Как говорил Кесьлёвский: «Кто-то стучит в дверь квартиры, чтобы попросить соль или сахар; люди сталкиваются друг с другом в лифте; и таким образом отпечатываются в памяти зрителя».

(Кшиштоф из «Декалога 1» сталкивается с Янушем из «Декалога 3», когда тот в костюме Деда Мороза несет домой мешок подарков в Сочельник – сразу волной накрывает та боль, которую испытывает Кшиштоф, недавно потерявший сына...
Томек в «Декалоге 6» втаскивает в подъезд свою тележку с молоком – дверь ему придерживает Роман из «Декалога 9» - у него с собой велосипед...
И так далее...)
Кстати, Кесьлевский говорил, что некоторые эпизоды равнозначны – отмечая именно "Декалог 6" и 9.

Мне кажется, у каждого зрителя - свой любимый эпизод. Я больше всего люблю Декалог 1 и Декалог 6.
Многоэтажка – идеальная съемочная площадка для Кесьлёвского, ведь его камера любит окна, зеркала, разные отражения: «Загляните в любое окно [жилмассива], за окнами – люди. Если присмотреться внимательней, заметите - в их квартирах происходит что-то интересное. Иными словами, в интерьере любого человека можно найти что-то интересное. Вам просто нужно убрать маску, потом вы на какое-то время можете остаться вместе... То, что все истории происходят в тесном соседстве, в одном дворе, дает еще одно преимущество – всегда закрытые помещения. То, как эти здания построены и расположены, ограничивает пространство и предоставляет мне много интересных ракурсов для съемок».

"Теперь мне интереснее, как люди ведут себя, вернувшись домой, закрыв за собой дверь и оставшись наедине с самими собой," - словно комментируя "Декалог" писал режиссер.

Как и фильмы трилогии «Три цвета», эти 10 эпизодов допустимо смотреть отдельно, каждый сам по себе. Но, как и в случае с «Тремя цветами» - наибольшее впечатление произведут они вместе (с перерывами, конечно – десять часов интенсивного сопереживания и со-чувствия вынести нелегко).

При подготовке использованы материалы:
http://my.dreamwiz.com/jyjung71/eng/deka/deka.html
http://www.decentfilms.com/sections/reviews/dekalog.html
http://www.lumiere.net.nz/reader/content/features/decalogue_the_1.html
http://www.petey.com/kk/docs/decalog1.txt
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...