Friday, 22 December 2006

"Декалог 5": "Не убий" (Thou shalt not kill)


Я не готова ни комментировать, ни тем более анализировать этот фильм.
Самый сильный - желудок-заворачивающий - по степени визуального воздействия киношедевр. Сколько не смотри - каждый раз - испарина, дрожь в ногах; невыносимо смотреть, как – просто, обыденно, по-бытовому – палач готовит казнь человека.


Таксиста убивал Яцек - страшно, методично и жестоко...
"Поднимает камень, ему неудобно, он приседает на корточки, а фактически - садится на неподвижное тело и несколько раз ударяет камнем по тому месту, где под одеялом вырисовываются очертания головы. Невидимый круглый предмет заметно сплющивается. Клетчатая ткань медленно пропитывается густой коричнево-красной жидкостью..."


Однако оба – и таксист, и убийца – одинаково отвратительны, и хороши – таксист накормил пса; Яцек - любит сестру.
Ни у кого нет права убить. Кесьлёвский сумел показать это.


Предупреждающим знаком - чёртик на лобовом стекле такси...

Как часто в фильмах Кесьлёвского, огромную роль в судьбах героев играет случай. Вертлявая Беата, с которой заигрывал таксист, оказалась подружкой Яцека. И когда Яцек приехал к ней на машине убитого - она сразу узнала "такси"...
Яцек очень любил младшую сестру, Марысю - и после её нелепой гибели его жизнь сломалась... Пронзительный сбивчивый монолог Яцека перед казнью: "Я тут думал... Думал... будь она жива, я бы, может... вообще оттуда не уезжал... Остался бы, может. Марыся — она мне сестра, братьев трое, а она была одна. Одна сестра. Ее трактор задавил, и тогда мы купили могилу. Марыся... она была... она меня больше всех... и я ее больше всех любил. Тоже... Все б могло по-другому пойти, не случись такого... А как случилось, пришлось мне уехать. Уехать из дому. Я и не хотел совсем, если б не это... Может, все было бы не так."...
Петр казнит себя за то, что будучи с Яцеком к кафе - в одно и то же время - не ведал о намерениях парня, не помешал...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...