Sunday, 3 December 2006

Тарковский "Ностальгия"/Nostalghia (1983). цитаты и кадры из фильма

Фильм посвящен памяти матери режиссера - Марии Ивановне Вишняковой.

Русский писатель Андрей Горчаков (Олег Янковский) работает над биографией крепостного музыканта Павла Сосновского.
Прообраз Сосновского – Максим Созонтович Березовский (1745-1777), украинский композитор, дирижер, певец, которого постигла трагическая судьба. М.С. Березовский — член Болонской филармонической академии, создатель оперы "Демофонт" и нового типа русского хорового концерта; крепостной графа Шереметева. Вернувшись в Россию, он не смог выкупиться, остался не у дел, некоторое время прозябал в нищете и, в конце концов, спился и закончил жизнь самоубийством; ему было 32 года.

Забытый современниками, Максим Березовский лишь сравнительно недавно стал восстанавливаться в правах первого представителя национальной композиторской традиции Украины. Многие его произведения утеряны навсегда, но некоторые шедевры этого самобытного и прогрессивного для своего времени композитора исследователи его творчества находят до сих пор.
В фильме «Ностальгия» Андрей Тарковский использовал, среди прочего, музыку М.С. Березовского.


Горчаков приезжает в Италию. Его сопровождает большая, обильная власами переводчица от общества Италия – СССР Эуджения (Домициана Джордано/Domiziana Giordano)...
Горчаков погружен в себя, Эуджения томится. А потом русский писатель знакомится с Доменико (Эрланд Йозефсон/Erland Josephson), которого все вокруг считают сумасшедшим...


Горчаков: Ты что читаешь?
Эуджения: Тарковского. Это стихи Арсения Тарковского.

Горчаков: На русском?

Эуджения: Нет, в переводе. Как будто неплохой.

Горчаков: Выброси немедленно
.
Эуджения: Но почему? Переводчик – прекрасный поэт
.
Горчаков: Поэзию нельзя переводить. Искусство непереводимо.

[...] Эуджения: как же нам тогда понять друг друга?

Горчаков: Надо разрушить границы.

Эуджения: Какие границы?

Горчаков: Государственные.




Горчаков
: Никто не знает, что такое безумие. Они всем мешают, они неудобны. Мы не хотим их понять. Они чудовищно одиноки. Но я уверен - безумцы ближе нас к истине.




Эуджения
: Нам сказали, у вас богатое прошлое.

Доменико
: Да, я тоже читал об этом в газетах.




1 + 1 = 1

Доменико
: Я тоже, когда не знаю, что сказать, прошу сигарету.




Эуджения:
Знаешь, кто такой зануда? Это тот, с кем легче переспать, чем объяснить, почему этого делать не следует.




Горчаков читает стихи Арсения Тарковского

Я в детстве заболел
От голода и страха.
Корку с губ

Сдеру - и губы облизну; запомнил

Прохладный и солоноватый вкус.

А все иду, а все иду, иду,

Сижу на лестнице в парадном, греюсь,

Иду себе в бреду, как под дуду
...

мать

Над мостовой летит, рукою манит -

И улетела...




Горчаков
: ...Все эти знаменитые классические истории о любви. Никаких поцелуев, ничего, совсем ничего. Чистая любовь. Невыраженное. Вот почему эта любовь - великая. Невыраженные чувства никогда не забываются.




Горчаков:
Есть такая история: один человек спасает другого из огромной глубокой лужи. Спасает с риском для собственной жизни. И вот они оба лежат у края этой лужи, тяжело дышат: устали. Наконец спасенный спрашивает: Ты что?! - Как что? Я тебя спас! - Дурак! Я там живу!... Я там живу... Обиделся.




Снова стихотворение Арсения Тарковского:

Меркнет зрение - сила моя,
Два незримых алмазных копья;

Глохнет слух, полный давнего грома

И дыхания отчего дома;

Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;

И не светятся больше ночами

Два крыла у меня за плечами.


Я свеча, я сгорел на пиру.

Соберите мой воск поутру,

И подскажет вам эта страница,

Как вам плакать и чем вам гордиться,

Как веселья последнюю треть

Раздарить и легко умереть,

И под сенью случайного крова

Загореться посмертно, как слово.




- Господи, посмотри, как она молится! Почему Ты ей ничего не скажешь?
- А представь, что случится, если она услышит Мой голос?
- Ну так хотя бы дай ей понять, что Ты есть!

- Я всё время даю ей это понять. Только она не замечает.




Доменико:
Что значит ваше здоровье?! Что же это за мир, если сумасшедший кричит вам, что вы должны стыдится самих себя?!


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...