Monday, 16 October 2006

Кесьлевский. "Случай" / Przypadek / Blind Chance (1981)

“Обычно люди умирают поэтому. Можно сказать, что это рак, или сердечный приступ, или что человек попал под машину, но на самом деле люди обычно умирают, потому что не могут продолжать жить".

Кесьлёвский. (цитата отсюда)

Из одного момента – успеешь ты вскочить на поезд или нет – расходятся три параллельные жизни, три случая, три возможности.

Кесьлёвский: «Случай» - фильм уже не о внешнем, а скорее о внутреннем мире – о силах, управляющих человеческой судьбой, толкающих человека в ту или иную сторону".

Можно вскочить в уходящий поезда и познакомиться со старым честным коммунистом (Вернер - актер Тадеуш Ломницкий/Tadeusz Lomnicki, позже появится в "Декалоге 8"), проникнуться идеей и - пытаться улучшить жизнь людей, влияя на политическую ситуацию изнутри.
(В эпизодах "первого случая" играет Ежи Штур (Jerzy Stuhr), один из самых любимых актеров Кесьлёвского).

Можно не успеть на поезд из-за вмешательства дежурного, повздорить с ним - после чего оказаться в полиции, познакомиться с подпольщиками, обратиться к Богу...

А можно не успеть на поезд без вмешательства полиции - просто не догнать; тут же встретить бывшую сокурсницу, вернуться в университет; стать самоотверженным врачом, счастливым отцом и любящим мужем - не вмешиваясь в политику, делая своё дело и помогая людям рядом с тобой...

(В роли Витека - Богуслав Линда / Boguslaw Linda. Кстати, актер родился в один день с Кесьлевским - 27 июня. Это одна из первых больших ролей Б. Линды. В том же году сыграл у Анджея Вайды в "Человеке из железа". Позже появится в "Декалоге 7".
С 1990-х снимается очень много; в основном в прибыльных боевиках "крутым парнем", став самым высокоопачиваемым актером в истории польского кино. Мои польские приятельницы отказываются считать его серьезным актером; роль в "Случае" ими упоминается редко).

Даже любовь зависит от случая: в каждой из возможных жизней рядом с Витеком разные женщины: Чушка (Богуслава Павелец /Boguslawa Pawelec),


Вера (Мажена Трыбала /Marzena Trybała; позже сыграет небольшую роль в "Без конца")


Ольга (Моника Гожджик /Monika Gozdzik)

Витек остается честным и порядочным человеком в любом из «случаев». Но всё равно – гены, не слишком счастливое детство (мать умерла при родах, с отцом доверительных отношений не сложилось, а потом умер и он...), воспоминания, что-то еще необъяснимое, трудно(не-?)уловимое – наравне с внешними событиями формирует, создаёт все эти возможности-«случаи», толкает на дороги, которые мы выбираем...

Кесьлёвский: "Все мы ежедневно оказываемся перед каким-то выбором, который может определить всю нашу дальнейшую жизнь. Обычно мы даже не отдаем себе в этом отчета, – по сути, мы никогда не знаем, от какой случайности зависит наша судьба: место в социальной группе, профессиональная карьера, работа. В эмоциональной сфере мы обладаем гораздо большей свободой, а в общественной зависим скорее от случайности. Есть вещи, которые происходят с нами потому, что мы родились именно такими, какие есть, с такими генами. Об этом я думал, работая над «Случаем».

Параллельные судьбы, "а что, если?..." Совершенно потрясающий, с ног сбивающий приём режиссера. Особенно – мурашки по коже! – когда Витек и другие герои из разных параллельных реальностей-случаев словно «узнают», чувствуют друг друга: так порой кажется смутно знакомым лицо человека, ситуация, эти прохладно-щекочущие дежавю...

Все три «возможности» вели к одному – к самолету, следующему рейсом Варшава-Париж. Но только самая счастливая «случайность» – обрывается. Как же так?

Кесьлёвский: "Самому мне ближе всего третий вариант судьбы героя – с авиакатастрофой. Ведь смерть ждет нас в любом случае, и не важно, случится это в самолете или в постели."

...Если бы мне не посчастливилось когда-то давно найти в «Иностранной литературе» киноповесть Кшиштофа Кеслёвского «Случай» - смотреть фильм было бы, возможно, сложнее. Рваное начало, предполагающее объяснения - они появятся позднее по ходу фильма. Многие события сконцентрированы вокруг политической ситуации в Польше конца 1970-х годов. Но этот фильм – всё же не о политике, хотя Кеслёвский столкнулся с проблемами цензуры, и фильм, снятый в 1981, вышел на экраны только в 1987...
Такие же случайности, возможности, столкновения и сослагательность - в «Красном», но там всё немного иначе. Там люди просто проходят мимо друг друга, не замечая.

Обязательно буду смотреть "Случай" еще - трудно охватить великолепие замысла Кесьлёвского, почувствовать всё, что хотел сказать режиссер с одного просмотра. Пока - одни эмоции.

***
«Никто из европейских режиссеров последних лет, даже Альмодовар, не вызывал такого восхищения... Невозможно представить, чтобы Кесьлёвский снял плохой фильм».
Дерек Малькольм (Derek Malcolm), "The Guardian"

«Один из наиболее ярких и выразительных мастеров смешения метафизической загадки и социо-политической критики в мире; и доселе потерянный павший солдат в редеющих рядах европейского киноискусства».
Майкл Аткинсон (Michael Atkinson), «Village Voice»

«Все мои фильмы, от первых до самых последних - о людях, которые не могут найти свою точку опоры, которые не вполне понимают, как нужно жить и что на самом деле правильно, а что нет – и находятся в отчаянном поиске».
Кшиштоф Кесьлёвский

Кшиштоф Кесьлевский об этом фильме
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...