Friday, 22 September 2006

Луи Малль "Ущерб" / Damage / Fatale (1992)

"Требуется удивительно мало времени, чтобы уйти от мира".
Фильм Луи Малля (Louis Malle) по роману Джозефины Хэрт (Josephine Hart).

Стивен Флеминг (Джереми Айронс/Jeremy Irons) имеет всё, о чем только можно мечтать: деньги, успешную карьеру, отличную семью. Симпатичная жена (Миранда Ричардсон/Miranda Richardson); взрослый сын Мартин (Руперт Грейвс/Rupert Graves) и дочь-подросток Салли (Джемма Кларк/Gemma Clarke).
Но однажды он встречается с Анной (Жюльетт Бинош) и понимает, что вся жизнь до неё была летаргическим сном, и только теперь он сам и все его чувства пробудились. И тот факт, что Анна – невеста сына – ничего изменить не может.

Эта история не о любви, а об одержимости; это не отношения, а напряжение. Стареющий мужчина во власти чар этой женщины стал эротоманом; её тоже влечет к нему – но есть запутанные мотивы и сложные чувства, которые она скрывает... В юности она пережила драму и с тех пор называет себя ущербной; само её присутствие влечет за собой катастрофы...

Только Бинош с её мерцающей красотой могла сыграть эту женщину, Анну Бартон, – молчаливую, отстранённую и невероятно порочную и страстную, сводящую с ума. Без неё фильм невозможно представить. Жюльет Бинош прекрасна в этой роли: молчалива и таинственна, но способна показать, что под этой гладкой поверхностью – множество бурных течений.

Одержимость замкнутого и молчаливого, кажущегося холодным Стивена – понятна: с первой минуты знакомства он просто загипнотизирован лицом Анны («Вы даже не можете на нее смотреть,» - сразу заметила мать Анны).

Анна прекрасна и загадочна («С ней всё в порядке? Она не сказала ни слова»); она одновременно и жертва и агрессор, она ранима и неустроенна, но и сильна и независима.

...Особенно люблю её диалог с Айронсом, в парке – где он говорит, что обязан оставить жену и прочее...  

«И завтракать вместе, и читать газеты по утрам? Но ведь все это у тебя уже есть...»

«Ущерб» полон множества интригующих, волнующих психологических нюансов. Правда, фильм концентрируется на главных героях, тогда как множество ситуаций остаются лишь в форме намека, не находят развития. Например, отношения героя Айронса с дочерью (к сожалению, Джемма Кларк больше нигде не снималась, судя по данным imdb) – напряжение, проницательность девочки; но развития этой сюжетной линии нет. Вообще, чувствуется, что сквозь основную линию истории проглядывает масса проблем, вопросов, возможностей; остается ощущение недосказанности, неиспользованных возможностей.

Музыку к фильму, поистине ставшую его украшением, написал Збигнев Прейснер (Zbigniew Preisner), известный сотрудничеством с Кшиштофом Кеслевским.

Несмотря на мелкие "провисания", прекрасный, очень чувственный фильм – человек в воронке урагана, судьбы, Айронс великолепно играет Стивена: отмеченным печатью обреченности, фатальности; он не в состоянии анализировать или контролировать свои поступки, он не думает о боли и последствиях своих действий...

Из интервью Жюльетт Бинош о фильме:
- Это был самый кошмарный период моей жизни. Джереми Айронс замечательный актер - образованный, начитанный, очень порядочный. Но он хотел, чтобы я играла так, как хочет он. Он хотел лезть на стену со своими страстями и хотел, чтобы я лезла за ним. А я хотела страдать молча. Это было куда эффектней.
Каждую свободную минуту я уходила куда-нибудь со съемочной площадки, где меня никто не видел и не слышал, и тихо грязно ругалась. И вот после этого фильма я твердо решила: все, надо остановиться. Умирать ради кино я не собираюсь.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...